"Монолог": для сумчан о самом сокровенном

В День работника радио, телевидения и связи 16 ноября на одном из сумских телеканалов сумчане могли видеть фильм-спектакль "Дорогая Памела".

О том, к чему был приурочен показ, зачем и для каких целей, "Данкору" рассказал директор Киевского телевизионного агентства "Монолог" Борис Панченко — руководитель проекта и бывший сумчанин.

— Спектакль "Дорогая Памела" был поставлен в Сумском ТЮЗе режиссером- постановщиком Владимиром Савиновым, - вспоминает Борис Панченко. - И многие сумчане могли видеть его в театре. Но, несмотря на это, мы решили сделать свой уникальный проект — создать на базе "Памелы" фильм-спектакль.

— Кем и когда были инициированы съемки?

— В 2001 к нам обратились актеры ТЮЗа по поводу съемок спектакля. Мы поддержали эту инициативу и ровно через год сняли постановку буквально за один день (труппа работала практически целые сутки с получасовыми перерывами), после чего два года ушло на монтаж. Снимали четырьмя профессиональными телекамерами в три дубля, то есть в 12 видеопотоков. Только не подумайте, что три дубля — это съемки "про запас" — ни в коем случае! Эти дубли совершенно различны по телережиссуре.
Ведь "снимать на всякий случай", когда актеры выкладываются на сцене по полной - это не только не этично, но просто профанация.

— А зачем это все нужно, если можно пойти и посмотреть спектакль в театр?

— Показ спектакля по телевидению был экспериментальным. Это получился своего рода большой социологический эксперимент, подытоживающий достигнутый нами результат в подобных съемках, проведенный, кстати, в Сумах впервые. А возможно, и в Украине. И без публичного показа все наши усилия были бы пустой болтовней.

Грамотная съемка спектакля — это его вторая жизнь, которая дает массу преимуществ как самим актерам, так и зрителям. Для театралов это возможность получить качественное портфолио.

А для сумчан — возможность посмотреть спектакль еще раз, причем увидеть его совершенно с иной стороны. Ведь за счет грамотной кинематографической раскадровки у действия появляется дополнительное пространство, то, чего зритель не видит и видеть не может во время обычного просмотра в зрительном зале театра. Так, к примеру, зритель может лучше рассмотреть лица актеров, их эмоции, глаза и многое другое, что даже из середины зрительного зала уже не видно, не говоря о последних рядах.

— По одному из сумских телеканалов иногда транслируют спектакли, снятые на видео. Ваши съемки произведены иным способом?

— Конечно! Это даже нельзя сравнивать. В Сумах такого никто до нас не делал.
А все потому, что многие мыслят стереотипами. У нас, например, не было проблемы «плохих декораций и плохого закулисья». То есть мы таким образом несколько развеяли традиционные сомнения как самих актеров, так и режиссеров-постановщиков. По нашему мнению, кулисы, декорации, фонари, реквизит, попавшие в кадр, не мешают, а, наоборот, помогают зрительскому восприятию. Тут даже можно для ясности привести в виде примера анекдот: «Один оператор говорит другому: «Пойдешь в театр?» Второй: «Ты что — больной? Три часа на общаке сидеть?». То есть профессиональный телеоператор не выдержит три часа смотреть действие с одной точки.

— Что уникального в вашем методе съемок и в чем именно выражен профессионализм?

— Наша уникальность — в разработанной нами технологии многокамерной прямой трансляции при съемках любых действий и событий. То есть, иными словами, мы при любой, хоть репортажной, хоть постановочной съемке работаем как в прямом эфире. Вот и все ноу-хау.

Во-первых, это работа операторов очень высокой квалификации, с креативным мышлением, пониманием и знанием кинематографической композиции, чувством внутрикадрового движения.
Кстати, вопреки стереотипам, профессионализм достигается не только с возрастом и временем, а приходит благодаря сумасшедшим нагрузкам за минимальное количество времени. Поэтому профессионалом может быть довольно молодой человек. И такие люди существуют. Пример — наши ученики. Взять хотя бы Руслана Николенко, главный режиссер Сумской ОГТРК — он, кстати, был режиссером монтажа в спектакле «Дорогая Памела». Или телеоператора Дмитрия Патютько.
Он - тоже наша гордость. Оба эти парня, как и многие другие, выпускники «кузницы кадров» «Монолога».

Во-вторых, это работа актеров, занятых в спектакле, без зрителя. То есть во время наших съемок актеры отдавали свою энергетику телекамерам, а не зрителю.

В-третьих, к профессионализму можно отнести и грамотно составленный бюджет. Бюджет небольшой, но обоснованный. А если учитывать, что наши съемки прошли на чистом энтузиазме, то вот вам и ответ на вопрос: почему выход в эфир так затянулся?

— Есть ли у вас планы, связанные с подобными съемками?

— Безусловно есть. Причем множество. Хоть первый проект и был экспериментальным, получился он хорошим не только по нашей собственной оценке, но и по мнению понимающих в этом людей. На его основе можно сделать очень хорошие продукты, которые, во-первых, будут полезны для сумчан, во-вторых, будут полезны для театралов и, более того, это может быть полезно даже для всей Украины.

Если конкретно, то нашей целью является взять, к примеру, десятку лучших и добротных спектаклей из двух сумских театров и в течение года-двух сделать серию аналогичных фильмов-спектаклей. Получился бы своеобразный качественный цикл о сумских театрах, который мы сможем оставить городу как культурологическое наследие. Есть же книги о Сумах. Наша идея — создать подборку лучших сумских спектаклей. К тому же мы сделали вывод: такие фильмы-спектакли являются абсолютно нормальным бизнес-форматом, они рентабельны. Когда продукт становится товаром, значит, он кому-то нужен и полезен. Но не смотря на это, деньги все же не самоцель. Мы эе творческие люди, мы хотим увековечить таким образом город, который нас породил, а не получить от проекта финансовую выгоду.

Есть мнение

Владимир Савинов, режиссер спектакля «Дорогая Памела»:

— Вообще, я не помню, когда подобные съемки проводились — не то что в Сумах, а и в Украине. Такое было, по-моему, только в СССР. Я думаю, такие съемки приближают телезрителя к актерам, что, на мой взгляд, хорошо. А для актеров это возможность попробовать себя в новой роли. Для зрителя, который уже видел этот спектакль, посмотреть его по телевидению — это возможность освежить в памяти. А для тех, кто не видел, — воспринять спектакль под необычным углом.

Борис Панченко, директор Киевского телевизионного агентства "Монолог":

- Не смотря на казалось бы прошедшие несколько лет с момента съемок, мы еще раз убедились, что такой формат фильма актуален и сегодня.

Беседовала Оксана Кравченко, газета "Данкор"
Фото

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
20.35
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
18.00
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Кино Планета Кіно
15.00; 19.20
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
10.30; 15.00
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Кино Планета Кіно
11.00; 16.30
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.