О том, к чему был приурочен показ, зачем и для каких целей, "Данкору" рассказал директор Киевского телевизионного агентства "Монолог" Борис Панченко — руководитель проекта и бывший сумчанин.
— Спектакль "Дорогая Памела" был поставлен в Сумском ТЮЗе режиссером- постановщиком Владимиром Савиновым, - вспоминает Борис Панченко. - И многие сумчане могли видеть его в театре. Но, несмотря на это, мы решили сделать свой уникальный проект — создать на базе "Памелы" фильм-спектакль.
— Кем и когда были инициированы съемки?
— В 2001 к нам обратились актеры ТЮЗа по поводу съемок спектакля. Мы поддержали эту инициативу и ровно через год сняли постановку буквально за один день (труппа работала практически целые сутки с получасовыми перерывами), после чего два года ушло на монтаж. Снимали четырьмя профессиональными телекамерами в три дубля, то есть в 12 видеопотоков. Только не подумайте, что три дубля — это съемки "про запас" — ни в коем случае! Эти дубли совершенно различны по телережиссуре.
Ведь "снимать на всякий случай", когда актеры выкладываются на сцене по полной - это не только не этично, но просто профанация.
— А зачем это все нужно, если можно пойти и посмотреть спектакль в театр?
— Показ спектакля по телевидению был экспериментальным. Это получился своего рода большой социологический эксперимент, подытоживающий достигнутый нами результат в подобных съемках, проведенный, кстати, в Сумах впервые. А возможно, и в Украине. И без публичного показа все наши усилия были бы пустой болтовней.
Грамотная съемка спектакля — это его вторая жизнь, которая дает массу преимуществ как самим актерам, так и зрителям. Для театралов это возможность получить качественное портфолио.
А для сумчан — возможность посмотреть спектакль еще раз, причем увидеть его совершенно с иной стороны. Ведь за счет грамотной кинематографической раскадровки у действия появляется дополнительное пространство, то, чего зритель не видит и видеть не может во время обычного просмотра в зрительном зале театра. Так, к примеру, зритель может лучше рассмотреть лица актеров, их эмоции, глаза и многое другое, что даже из середины зрительного зала уже не видно, не говоря о последних рядах.
— По одному из сумских телеканалов иногда транслируют спектакли, снятые на видео. Ваши съемки произведены иным способом?
— Конечно! Это даже нельзя сравнивать. В Сумах такого никто до нас не делал.
А все потому, что многие мыслят стереотипами. У нас, например, не было проблемы «плохих декораций и плохого закулисья». То есть мы таким образом несколько развеяли традиционные сомнения как самих актеров, так и режиссеров-постановщиков. По нашему мнению, кулисы, декорации, фонари, реквизит, попавшие в кадр, не мешают, а, наоборот, помогают зрительскому восприятию. Тут даже можно для ясности привести в виде примера анекдот: «Один оператор говорит другому: «Пойдешь в театр?» Второй: «Ты что — больной? Три часа на общаке сидеть?». То есть профессиональный телеоператор не выдержит три часа смотреть действие с одной точки.
— Что уникального в вашем методе съемок и в чем именно выражен профессионализм?
— Наша уникальность — в разработанной нами технологии многокамерной прямой трансляции при съемках любых действий и событий. То есть, иными словами, мы при любой, хоть репортажной, хоть постановочной съемке работаем как в прямом эфире. Вот и все ноу-хау.
Во-первых, это работа операторов очень высокой квалификации, с креативным мышлением, пониманием и знанием кинематографической композиции, чувством внутрикадрового движения.
Кстати, вопреки стереотипам, профессионализм достигается не только с возрастом и временем, а приходит благодаря сумасшедшим нагрузкам за минимальное количество времени. Поэтому профессионалом может быть довольно молодой человек. И такие люди существуют. Пример — наши ученики. Взять хотя бы Руслана Николенко, главный режиссер Сумской ОГТРК — он, кстати, был режиссером монтажа в спектакле «Дорогая Памела». Или телеоператора Дмитрия Патютько.
Он - тоже наша гордость. Оба эти парня, как и многие другие, выпускники «кузницы кадров» «Монолога».
Во-вторых, это работа актеров, занятых в спектакле, без зрителя. То есть во время наших съемок актеры отдавали свою энергетику телекамерам, а не зрителю.
В-третьих, к профессионализму можно отнести и грамотно составленный бюджет. Бюджет небольшой, но обоснованный. А если учитывать, что наши съемки прошли на чистом энтузиазме, то вот вам и ответ на вопрос: почему выход в эфир так затянулся?
— Есть ли у вас планы, связанные с подобными съемками?
— Безусловно есть. Причем множество. Хоть первый проект и был экспериментальным, получился он хорошим не только по нашей собственной оценке, но и по мнению понимающих в этом людей. На его основе можно сделать очень хорошие продукты, которые, во-первых, будут полезны для сумчан, во-вторых, будут полезны для театралов и, более того, это может быть полезно даже для всей Украины.
Если конкретно, то нашей целью является взять, к примеру, десятку лучших и добротных спектаклей из двух сумских театров и в течение года-двух сделать серию аналогичных фильмов-спектаклей. Получился бы своеобразный качественный цикл о сумских театрах, который мы сможем оставить городу как культурологическое наследие. Есть же книги о Сумах. Наша идея — создать подборку лучших сумских спектаклей. К тому же мы сделали вывод: такие фильмы-спектакли являются абсолютно нормальным бизнес-форматом, они рентабельны. Когда продукт становится товаром, значит, он кому-то нужен и полезен. Но не смотря на это, деньги все же не самоцель. Мы эе творческие люди, мы хотим увековечить таким образом город, который нас породил, а не получить от проекта финансовую выгоду.
Владимир Савинов, режиссер спектакля «Дорогая Памела»:
— Вообще, я не помню, когда подобные съемки проводились — не то что в Сумах, а и в Украине. Такое было, по-моему, только в СССР. Я думаю, такие съемки приближают телезрителя к актерам, что, на мой взгляд, хорошо. А для актеров это возможность попробовать себя в новой роли. Для зрителя, который уже видел этот спектакль, посмотреть его по телевидению — это возможность освежить в памяти. А для тех, кто не видел, — воспринять спектакль под необычным углом.
Борис Панченко, директор Киевского телевизионного агентства "Монолог":
- Не смотря на казалось бы прошедшие несколько лет с момента съемок, мы еще раз убедились, что такой формат фильма актуален и сегодня.