В мэрии уже зарегистрировали первые листы с подписями сумчан.
— Началось все с того, что мои дочки собрались приехать на Рождество в Сумы, — рассказала «Данкору» г-жа Миропольская.— Я хотела купить им билеты на поезд, но оказалось, что вечерний поезд из Киева теперь ходит через Полтаву. Меня это возмутило, потому что из Полтавы в столицу ходит 8 поездов. Я обратилась к нашему мэру Геннадию Минаеву с просьбой посодействовать разрешению этой ситуации, а именно: вернуть ночной поезд Сумы — Киев, так как знаю, что властям других городов удавалось это сделать. Мэр не возражает написать письмо от себя, но для этого, в свою очередь, ему нужно письмо от жителей города (гневное — цитата). Ну я же не могла сказать: пусть кто-то другой собирает подписи! Поэтому взялась за это. Читая форумы железнодорожников, знаю: они в курсе, что Сумы обижены железнодорожным сообщением и что положение надо исправлять. Сейчас формируется расписание на 2013 год и обсуждается вопрос об увеличении количества поездов, идущих через Сумы. Думаю, наша бумага и письмо мэра железнодорожникам могли бы повлиять.
По состоянию на 24 декабря процесс сбора подписей начался. Мэр Геннадий Минаев написал в фейсбуке: «Процесс сбора подписей за «человеческое» расписание поездов по станции Сумы, инициированный Натальей Миропольской, пошел. Сегодня в канцелярию горисполкома принесли первое обращение, а по сути подписной лист. Этому письму присвоен входящий номер. Все по-следующие подписные листы будут к нему присовокупляться. Предлагаю подписную кампанию провести в течение месяца, т.е. до 21 января. Нужно очень много подписей, если мы все хотим, чтобы был результат. И уже в конце января я сажусь в машину и с этими подписями еду в: а) ЮЖД; б) Министерство инфраструктуры (транспорта); в) Администрацию Президента. Подключим к этому процессу и нашего губернатора Юрия Павловича Чмыря. Уверен, что он в стороне не окажется! И более того, на него и надежда!».
«Данкор» обратился к пресс-секретарю губернатора Юрия Чмыря с просьбой прокомментировать ситуацию с поездами, но к моменту подписания номера в печать позиция губернатора осталась неизвестной.
В ответе первого заместителя губернатора Виктора Чернявского от 23 октября на запрос депутата облсовета Анатолия Троня приводится информация «Укрзалізниці» о том, что поезда через Сумы были отменены из-за убыточности. По данным ведомства, поезд Харьков — Трускавец приносил 29,6 млн. грн. убытков в год, Харьков — Житомир — 45,8 млн. грн., а Харьков — Ивано-Франковск — 58,9 млн. грн. Столь огромные цифры убытков вызывают недоверие. Но даже если они правдивы, возникает вопрос: почему деньги на покрытие убытков от пассажирских поездов, имеющих социальное значение, находили даже во время «папередников», тогда как в эпоху «пакращень» денег вдруг не стало?
В письме г-на Чернявского сообщается, что облгосадминистрация обращалась в «Укрзалізницю» с предложениями о восстановлении движения ряда поездов, но ответа не получила. Возможно, дело сдвинется с мертвой точки, если удастся собрать подписи сумчан. Благо успешные примеры борьбы украинцев за поезда есть. Например, в Николаеве жители, при поддержке областных властей, смогли добиться возвращения вечернего поезда на Киев.
Наталья Миропольская написала текст обращения, под которым собираются подписи. Образец обращения можно скачать в интернете https://docs.google.com/file/d/0B9699j-iPIAPaE1aS01zNzRWNDA/edit?pli=1 , после чего каждый желающий может собрать подписи своих коллег, родственников, друзей. Дальше подписи следует отнести в канцелярию мэрии (первый подъезд здания на пл.Независимости,2), где их зарегистрируют.
«Городскому голове города Сумы Минаеву Г.М.
Жители города Сумы возмущены ситуацией с железнодорожным сообщением между нашим областным центром и столицей страны.
До весны этого года из Сум в Киев и обратно можно было доехать шестью парами поездов, а именно:
№115/116 Трускавец — Харьков
№133/134 Львов — Луганск
№013/014 Ужгород — Харьков
№349/350 Тернополь — Харьков
№343/344 Киев — Харьков
№125/126 Киев — Луганск
После экспериментов железнодорожников, начавшихся весной 2012 года отменой поездов и изменением расписания, Сумы и Киев недавно связывали только две пары поездов: №171/172 Сумы — Киев и №63/64 Харьков — Киев. К тому же билеты на последний поезд, который отправлялся в Киев и из Киева поздно вечером, поступали в продажу для сумчан только в ограниченном количестве.
С 1 декабря этого года поезд №63/64 был заменен поездом №125/126 Луганск — Киев. И теперь мы имеем два поезда в сутки, которые, кстати, отправляются из Сум в Киев почти одновременно:
№171 — отправление из Сум в 6.08, прибытие в Киев в 11.39
№125 — отправление из Сум в 4.37, прибытие в Киев в 10.10
№172 — отправление из Киева в 15.24, прибытие в Сумы в 21.05
№126 — отправление из Киева в 14.38, прибытие в Сумы в 20.27
Ночной поезд №63/54 Харьков — Киев был переведен на полтавскую линию, несмотря на то что Полтаву и Киев соединяют еще 8 других поездов, причем три из них прибывают в Киев рано утром.
Как видите, нет ни одного поезда, который прибывал бы в Киев из Сум рано утром. Это означает, что студенты будут опаздывать на занятия в университет, люди, которые работают, — на работу. Командировка в Киев на один день стала невозможной, поскольку время между прибытием и отправлением в течение суток составляет лишь 5 часов, которых явно недостаточно, учитывая транспортную ситуацию в Киеве. Также стоимость командировок растет минимум на стоимость суток проживания в киевском отеле. В Киев теперь также невозможно съездить на концерт, спектакль или спортивный матч без ночевки в Киеве.
Наши близкие и родственники будут приезжать на выходные из Киева в Сумы не на два дня, а фактически только на один. Разорвана теперь и прямая связь между Сумами и Западной Украиной.
Удобством сумчан, мнением сумчан никто не интересовался при изменении расписания. Непонятны причины таких изменений. Если причиной замены всех поездов из Сум на утренние была экономика «Укрзалізниці», то и вечерние поезда были заполнены, и билеты на них раскупались сразу после открытия продажи за 45 суток. Рост цен на железнодорожные билеты уже двадцать лет не является для жителей чем-то экстраординарным и не приводил до сих пор к массовым протестам.
Что еще могло повлечь изменение расписания поездов, без учета удобства пассажиров? Почему из Полтавы ходит в четыре раза больше поездов до Киева, среди которых есть вечерние? В чем разница между областным центром Сумы и областным центром Полтава? В чем смысл принятого решения?
Считаем, что смысл один: беспорядок, идиотизм, пренебрежение интересами сограждан. Даже в тяжелые 90-е годы железнодорожный транспорт был доступен большинству населения, был удобным, давал возможность свободной коммуникации между областным центром и столицей.
Надеемся, что «Укрзалізниця» прислушается к Вашему мнению, как прислушивалась к мнениям городских голов Львова, Мариуполя и Николаева, по просьбе которых она вернула удобные для жителей этих городов поезда».