В городе существует около 11 магазинов-стоков, и новые появляются буквально каждый месяц.
Наиболее популярные — «Еврофасон», «Shafa Fashion» и «Garderob» на Казацком валу, «Мишель Мода» на Красногвардейской, «Ясень» на Курской и «Garderob Gold» в ТЦ «Лабиринт».
У каждого стока свои клиенты. Как правило, постоянные покупатели лично знакомятся с хозяевами и получают скидки, информированы о новых завозах, а иногда даже могут сделать заказ на нужную вещь. Люди, одевающиеся в стоках, хотят прежде всего получить качество за умеренную цену. А еще выглядеть не как все и рассчитывать на то, что понравившуюся вещь не увидишь на следующий день на половине города. Модники в поисках оригинальных вещей – типичная картина.
«Еврофасон»: хороший ассортимент
Магазин не разменивается на сортировку одежды по цветам и моделям, что отнюдь не уменьшает его популярности. Цены средние, бывают скидки, ассортимент часто обновляется. Здесь имеется и мужская, и женская одежда. Что примечательно: этим летом здесь можно было найти несколько заслуживающих внимания вещей от "Hugo Boss" по цене среднеклассовых марок. Также в магазине можно найти бижутерию, обувь, аксессуары и сумочки ручной работы.
«Garderob»: в два раза больше
Оба «Garderob’a» появились в городе в формате стока сравнительно недавно, но приятно радуют широким ассортиментом, который, правда, редко существенно обновляется. А цены на давно лежащие на прилавках вещи не сбрасывают. Также представлена мужская, женская и детская одежда, множество аксессуаров, из которых особое внимание следует обратить на сумки, кошельки, ремни и головные уборы.
«Ясень»: демократичность цен в массы
Этот сток можно смело назвать самым демократичным — за постоянные скидки на вещи, а также скидки постоянным и случайным клиентам (от 10 до 30%). Тут неплохой выбор товара. Коньком стока является обувь (недавно появилась марка "Diesel"), мужская одежда, аксессуары и большой ассортимент косметики "Revlon" по сравнительно низким ценам. Недавно там удалось разыскать джинсы от "Calvin Klein" за 120 гривен. Ассортимент женской одежды не столь оригинален, хотя бывают и исключения. Здесь также есть отдел уценки, в котором можно найти и новые вещи, и секонд хэнд по низким ценам.
«Мишель Мода»: только начинает
Недавно открывшаяся «Мишель Мода» не порадовала ничем новым. Марки, представленные в магазине, ниже классом, чем в остальных подобных магазинах: торгуют одеждой от "Jennifer" (самая дешевая марка магазина), "Mustang" (подороже), традиционными "Mexx", "Esprit", а также французским RG и одной бразильской маркой. Цены стандартные для стока: средняя — 150 грн.
Кроме того, в ассортименте проскакивают вещи непонятных фирм (предположительно турецкого производства). Аксессуаров практически нет.
«Shafa Fashion»: еще не бутик, но уже не сток
Самый большой и дорогой сток - два этажа, заполненных исключительно фирменной одеждой из прошлых и последних коллекций. На первом этаже женская и мужская одежда, на втором – исключительно женская, разбавленная обувью, поясами и сумочками. Все это умело предлагается продавцами-модниками. Цены самые разнообразные — от сотни до тысячи, в зависимости от сезонной актуальности и принадлежности к марке или коллекции.
Магазин работает как со стоковым товаром, так и с бутиками. Для хозяев «Shaf’ы» важно не происхождение вещи, а ее оригинальность. В магазине говорят: «Shafa – наш ответ попсе» и ориентируется на требовательную публику, желающую одеваться модно, стильно, дорого, неповторимо.
Владелица магазина
Татьяна говорит:
- Я всегда сортирую вещи, сама выбираю, что будет лежать у нас на полках. К примеру, партия стоковой одежды может быть и удачной, и нет. Я не вывешиваю одежду, недостойную имиджа магазина. Когда я отбираю вещь, ориентируюсь на ее оригинальность, качество, современность.
Я бы не сказала, что стоковый товар в «Shaf’e» дороже, чем в других торговых точках. Уравниловки в ценах не существует: та вещь, которая у меня стоит дешевле, у другого продавца будет дороже, и наоборот. Но сумчане могут и хотят одеваться дорого. Цена для большинства покупателей – это отображение престижности и качества марки. К примеру, люди не понимают, почему столь дорогая марка, как "Hilfiger", так дешево стоит в стоке. Они априори считают, что здесь какой-то подвох.
Саму концепцию стоковой одежды еще плохо понимают в городе.
От себя добавлю: из стока в «Shaf’e» можно встретить марки "Morgan", "Hilfiger", "Blend", "Kookai", "Vila". Также тут можно найти очень много интересных аксессуаров: часы, сумки, ремни, бижутерию, обувь. В целом этот магазин идеален для тех, кто по личным причинам не воспринимает стоковые магазины и ассоциирует их с секонд-хэндами – ведь «Shafa» оборудована по меркам обычного бутика. И найти здесь можно отнюдь не только стоковые вещи.
Трудности сближения
Да, стоки сумели завоевать покупателя. Но нельзя не заметить, что с увеличением популярности пропорционально увеличивается их тяга к несправедливому завышению цен. Это в итоге может привести к тому, что полюбившиеся своей доступностью магазины перейдут на ценовой уровень бутиков. Уже известна практика, когда магазин закупает новые вещи из последних коллекций столицы и продает с накруткой в 200-300 гривен, объясняя заоблачную цену себестоимостью марки.
Например, в Сумах за пальто марки "Promod" просили 1000 гривен, в то время как в киевском магазине это же пальто стоило всего 650.
И еще: к сожалению, большинство хозяев, а также продавцов стоковых магазинов, к которым мы обратились, отказались давать какую-либо информацию по поводу своего бизнеса. Что ж, у них, наверное, есть на то причины.
Елена Дяченко, газета "Данкор"