Пока ученые пытаются решить, что делать с тессерактом — энергетическим кубом, выловленным из океана еще в «Первом мстителе», — где-то в параллельной вселенной сводный брат Тора Локи, которого чуть раньше изгнали из Асгарда, получает от злобного нового начальника приказ похитить куб, чтобы на Земле настали хаос и разрушение. Приказ выполнен, тессеракт похищен, населению планеты грозит неминуемая катастрофа. Спасти человечество и восстановить порядок может только одноглазый Ник Фьюри — глава секретной организации «Щ.И.Т.», усилием воли собравший боевой отряд супергероев, состоящий из Железного человека, Халка, Капитана Америка и Черной вдовы. Вдобавок ко всему откуда-то с неба на героев сваливается Тор.
Если еще десять лет назад почти никто за пределами США, за исключением гиков, не знал, кто такие Тор, Железный человек, Халк и Капитан Америка, то теперь на этот вопрос ответит любой дошкольник: Тор — парень с молотом, Халк — большой зеленый монстр, Капитан Америка — звездно-полосатый парень со щитом, а Железный человек — парень с похмелья. Студия Marvel готовилась к «Мстителям» четыре года, последовательно вводя новых героев и изящно зарифмовывая между собой сюжетные линии так, чтобы общий сбор всех этих людей в одной комнате не оказался чем-то диким и нелогичным. Управлять оркестром позвали Джосса Уидона — автора серии марвеловских комиксов, «Миссии «Серенити» и «Баффи — истребительницы вампиров». И как выяснилось, не зря. Впервые в жизни получив на руки двухсотмиллионный бюджет, он, вопреки опасениям, не превращается в позднего Джорджа Лукаса, а ведет себя как школьник, попавший в Диснейленд, — мечта всей жизни сбылась, но жизнь при этом не изменилась. «Мстители» — отчасти парад военной мощи США, отчасти костюмированная вечеринка с приятными друзьями, но настолько лихо сделанная, что если бы можно было изъясняться в категориях вроде «суперфильм», «Мстители» оказались бы как раз этим метафорическим «суперфильмом». Йоханссон выразительно говорит: «Меня зовут Наташа Романофф, и я — русская», а потом падает со стула. На Дауни по-прежнему лучше всех на свете сидит помятый еще в пятницу вечером пиджак. Марк Руффало весь фильм ходит со стиснутыми зубами и тихонько ковыряется в компьютере, а потом вдруг превращается в зеленого Кинг-Конга: «Вы спрашивали, почему я никогда не злюсь? Потому что я зол постоянно!» Хиддлстон утонченно щурится, картонные герои с непрошибаемыми физиономиями — Тор и Капитан Америка — аккуратно задвинуты на второй план и служат в основном объектами для упражнений в остроумии. Летают железные ящерицы, людей разрывает на части, с небес валятся герои скандинавского эпоса, проломившему крышу монстру предлагают надеть штаны, супергерои бранятся на кухне, на руинах торжества тихонько суетится Гвинет Пэлтроу. Камера летает по Манхэттену так, как будто ее привязали к какой-то обезумевшей от грохота птице, герои произносят тексты, которые никак не ожидаешь услышать в фильме про встречу богов с бронированными людьми на летающей тарелке, — механизм, запущенный Уидоном, ни разу не сбивается с ритма. Он не меняет контекст, а обыгрывает его и, как профессиональный гик, прекрасно ориентирующийся в супергеройском дискурсе, выжимает из него лучшее. Неважно, что это фильм, в котором по большому счету ничего не происходит, тут дело в другом: «Мстители» — это большая семья, и Уидон в ней определенно свой. В конце концов, в чем успех костюмированной вечеринки? Умные люди оделись по-дурацки и радуются.
В ролях: Роберт Дауни-мл., Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Том Хиддлстон, Кларк Грегг, Коби Смалдерс, Стеллан Скарсгорд, Сэмюэль Л.Джексон, Гвинет Пэлтроу, Пол Беттани, Дженни Агаттер.
С 03.05.2012 по 23.05.2012. Время: 15.10
Гость
(