Что намечалось тогда и не реализовано до сих пор? Об этом рассказал Николай Ильченко, главный архитектор Сум в период строительства этой улицы.
Харьковская строилась с нуля. В отличие, например, от Курского проспекта, ровесника Харьковской, где проектировщикам пришлось подстраиваться под существовавшую в этом районе застройку.
[txt0]А в районе Харьковской практически ничего не сковывало архитектурную мысль — разве что немногочисленные домики частного сектора и суконная фабрика, которую планировалось снести еще в конце 60-х — начале 70-х. На ее месте должен был вырасти небоскреб в 27-30 этажей. «Эта высотка планировалась как важный композиционный объект центра города, — рассказывает Николай Ильченко. — От нее композиционная ось шла ко второй такой высотке, которую предполагалось построить на перекрестке Харьковской и Парижской Коммуны». Еще несколько высоток обозначены на плане детальной планировки Сум на месте нынешнего рынка СКД. К сожалению, все эти здания до сих пор не построены.
Увы, не построен и другой важнейший архитектурный объект Замостья, который должен был соединить новые районы со старым городом, — пешеходная эспланада. Согласно проекту, она должна была начинаться в районе областной научной библиотеки, пересекать Псел, продолжаться вдоль Харьковской, пройти над проезжей частью проспекта им. Лушпы и выйти к так и не достроенному (а теперь уже разрушенному) Дворцу культуры на берегу оз. Чеха. Похожее решение пешеходной зоны Николай Ильченко видел в Дрездене и мечтал реализовать в родном городе. Не сложилось… А площади, оставленные для эспланады (на месте хуторка Воробьевки), так и остались незастроенными, благодаря чему в глубине квартала, угол которого образуют ул. Харьковская и пр. Лушпы, сохранились давно уже ничейные фруктовые сады с маленьким болотцем в центре.
Примерно так выглядело все сумское Замостье до начала строительства здесь новых микрорайонов: сады, огороды, заливные луга, болотца — остатки рукава Псла, известного как река Быстрая.
Но в целом, по мнению Н.Иль-ченко, Харьковская удалась.
Улица от Харьковского моста до мясокомбината почти идеально прямая — она повторяет исторически «протоптанную» дорогу на Харьков. «Не пришлось тянуть веревку, чтобы сделать улицу прямой», — шутит Н. Ильченко. Только на участке от поворота на ул. СКД до поворота на ул. Парижской Коммуны улицу направили немного левее.
[txt1]В строительстве Харьковской были реализованы самые современные для Сум решения того времени: 14-этажные жилые дома, шестиполосное дорожное полотно сорокаметровой ширины, три подземных перехода под ним. Кстати, два из них так никогда и не использовались, но где они находятся, хорошо знают сумские водители: в этих местах дорожное полотно заметно просело — напротив супермаркета секонд хэнда (ул. Харьковская, 2), а также перед перекрестком улиц Харьковской, Прокофьева и проспекта Лушпы.
Новый жилой массив спроектировали в Киевском научно-исследовательском и проектном институте градостроения, а технические проекты и рабочие чертежи выполнили сумские проектанты «Укр-госстройпроекта». Финансировал строительство преимущественно «Сумыхимпром».
Итак, Харьковская — это улица, проложенная в основном на протяжении двух десятилетий — 70-80-х гг. Почему же новые микрорайоны решили возводить здесь, на болотах? Другие незастроенные земли (например, за Роменским микрорайоном) представляли ценность как сельскохозяйственные и были зарезервированы для использования в этих целях. А в сторону Харькова Сумы тянулись уже давно: там был построен химкомбинат и вырос городок химиков, по пути к нему, в начале нынешней ул. Прокофьева, — район двухэтажных домиков для работников «Сумсельмаша» и других предприятий.
Понемногу земли Замостья начали застраивать вот такими неприглядными зданиями да частными домиками. Для областного центра это было неприемлемо. В итоге новые районы было решено строить здесь. С владельцами домов, которые предполагалось снести, заключали договоры, по которым семьям полагались квартиры в новостройках.
Бывшие обитатели Воробьевки вспоминают, что чиновники приходили к ним рано утром, чтобы, пока все дома, убедиться, какие семьи существуют фактически (т.е. ночуют вместе), а какие — только на бумаге.
В конце 80-х о Харьковской, как о градостроительном достижении, писали уже не только в местной, но и во всесоюзной прессе — например, в популярном журнале «Огонек». Но мало кто знает, что первоначальный проект застройки Харьковской был скромнее, чем окончательный. Например, на месте нынешних «свечек» на левой стороне улицы хотели построить обычные панельные хрущевки на 60 квартир — такие сегодня прячутся за более презентабельными высотками правой стороны.
Этот проект можно видеть на снимке, помещенном в журнале «Строительство и архитектура» за 1971 г. Николай Ильченко вспоминает, как ему удалось отстоять перед местным партийным руководством левую сторону для реализации более интересного проекта: в качестве поддержки пришлось приглашать в Сумы авторитетных экспертов из Киева.
Многое из предложенного было смело для того времени — например, пристроенные двухэтажные магазины, по высоте не вписывающиеся в существующие нормативы. Большая заслуга в реализации этого проекта принадлежит первому секретарю горкома партии Михаилу Лушпе.
Харьковская — улица, где находились практически все виды обслуживания населения, самые передовые магазины (например, магазин «Мелодия», в котором, выбирая пластинку, можно было предварительно ее послушать в наушниках).
Всего тем на форумах 179591
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65028
Последний зарегистрированный пользователь beredis
Евгений
По-больше бы таких статей исторических. очень интересно почитать было. спасибо. и по-больше старых фото с указанием сегодняшних названий улиц и мест. заранее спасибо