Школа на дому

Как в Сумах организовано дистанционное обучение на карантине и легко ли сумчанам дается школьная наука «по удаленке».

Все учебные заведения Сум ушли на карантин, который неизвестно когда закончится. Ученикам, родителям и всем посторонним вход в школу запрещен. Но это, как отмечают в управлении образования Сумского горсовета, вовсе не каникулы, а серьезное испытание для всей образовательной системы и ее участников – педагогов, учеников и родителей.

Учите как хотите

Карантин пришелся на ключевой период учебного года, особенно для старшеклассников, которые готовятся к внешнему независимому оцениванию (ВНО). Пробное ВНО отсрочено на неопределенный срок. Отменены всеукраинские олимпиады, в то время как победители получали дополнительные баллы при поступлении в вузы, но в этом году они, скорее всего, не смогут воспользоваться таким преимуществом. Самое неприятное в том, что неизвестно, как будут развиваться сообытия дальше.

Минобразования рекомендовало школам введение дистанционных технологий и дало учебным заведениям полную свободу выбора, как им удаленно взаимодействовать с учениками во время карантина.

В Сумах, чтобы не отстать от программы, учителя и ученики, находясь дома, должны делать все то же, что и в обычной школе, только с помощью электронных средств коммуникации. С 16 марта обучение идет с использованием всех доступных социальных сетей, мессенджеров и средств онлайн-связи. Нагрузка на педагогов возросла в несколько раз – приходится готовить уроки и контактировать с учениками и их родителями в режиме почти 24/7. При этом многому приходится учиться и самостоятельно. Только месяц спустя после введения дистанционного обучения сумским педагогам предложили с 14 по 24 апреля пройти обучение в режиме онлайн конференции в Сумском педуниверситете.

Большинство учителей в Сумах работает на платформе Google Classroom и общается с учениками в режиме онлайн-конференции с помощью программы Zoom – кому-то подсказали методисты, а кто-то пришел к этому варианту «методом тыка». После окончания карантина все оценки, полученные учеником «по удаленке», будут перенесены в журнал. При этом вопрос объективности и правомерности оценивания остается открытым. Как учителю убедиться, кто именно делает уроки – ученик, родители или кто-то еще?

Далеко не все родители в силу разного уровня компьютерной грамотности, техобеспечения и удаленности от скоростного интернета (например, если ребенок находится в селе у бабушки) могут обеспечить своим детям адекватное взаимодействие с педагогом. Многие родители оказались морально не готовы сидеть дома с ребенком и делать уроки. Они так и пишут учителям: «Сколько можно задавать?! Я не учитель и не могу объяснить новую тему!» Многие родители отмечают, что с переходом на дистанционные технологии задавать стали больше, дети за уроками сидят дольше. Хотя, по логике, должно было быть наоборот. Да и не все сумские педагоги оказались готовыми к цифровому обучению – некоторые их ссылки на источники просто не открываются, их задания не всегда корректны и понятны… В общем, трудно всем: учителям, детям, родителям. От бурного недовольства удерживает только понимание, что мера вынужденная и временная. После месяца опробации стало понятно: дистанционное обучение не подходит слабо подготовленным участникам образовательного процесса. Кроме того, у детей разного возраста свои особенности - маленьким детям для успешной учебы нужно живое общение с учителем, а школьниками средних и старших классов онлайн-инструменты воспринимаются органичнее.

Отдельная тема – телевизионные уроки, которые, казалось бы должны были помочь ученикам 5-11 классов. По проекту «Всеукраинская школа онлайн» с 6 апреля уроки по 11 предметам транслируют украинские телеканалы и YouTube-канал Минобразования. Однако, как выяснилось на практике, польза от этого не велика – темы телевизионных уроков не совпадают с программой – либо опережают, либо отстают (иногда даже на месяц), и почти все темы - на повторение. А сложность состоит именно в дистанционном преподавании нового материала. Кроме того, все уроки по разным каналам идут в одно время. А как быть, например, если в семье два школьника или три?

Не забей!

Главное правило домашнего обучения – самоорганизация. Те, кто уже адаптировался к новым условиям, говорят, что дистанционно учиться легче. Теперь, если что-то не понятно, никто не скажет: «Надо было слушать». Можно посмотреть видеоматериал еще раз, а если снова не понятно, спросить у учителя дистанционно. Сложнее всего заставить себя не откладывать все на потом, а придерживаться расписания, не перескакивать через темы. А еще с компьютером и телефоном под рукой сложно не заглядывать в Инстаграм или Ютуб. Если там не зависать, все делается гораздо легче и быстрее.

На карантине родителям и детям важно построить правильные учебные отношения. Глава образовательной организации «Освитория» и мама школьника Зоя Литвин поделилась рекомендациями, как это сделать.

Можно провести небольшую «планерку»: рассказать ребенку о новых правилах, о том, что важно каждый день смотреть список онлайн-заданий, изучать рекомендованные учителем материалы.

Стоит четко разделять домашнее время на развлечения и обучение. Целесообразно сохранить привычный для ученика распорядок дня: определенное время подъема и отхода ко сну, приема пищи, занятий и отдыха.

Важно уделять учебе короткие промежутки времени: от 15 минут для ребенка средней школы и до 25 минут для ребенка старшей школы с небольшими перерывами.

Учебный темп у детей очень разный. Кому-то обучение дома позволит «щелкать» задания быстрее, для кого-то это будет возможность сбавить темп и выполнять медленнее, но в более комфортном ритме. Главное - успевать к дедлайнам, а в правильном онлайн-обучении во время карантина они обязательно должны быть, иначе эффективность обучения снизится. Учебе дома нужно уделять времени не больше, чем занимает стандартный школьный день ученика.

Обычно ребенок со второго класса в состоянии сам контролировать свои учебные задачи. После «планерки» родитель должен сказать ключевую фразу: «Если тебе что-то не понятно или нужна будет моя помощь, я всегда рядом, обращайся». И потом не вмешиваться. Если ребенок не обращается, значит, у него все под контролем. 

view counter

Статистика

Всего тем на форумах 180365
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65060
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.