Гамлет по-сумски

В сумском академическом театре им.М.С.Щепкина очередная премьера. В этот раз щепкинцы решили взяться за самого Вильяма Шекспира.

И не просто за Шекспира, а за самую известную и, наверное, престижную для любого театра его пьесу – «Гамлет» — в переводе на украинский Юрия Андруховича.

Текст, как на наш взгляд, — самое слабое место в спектакле. Много западноукраинских диалектических оборотов и просто грубоватых словечек — не зря его большинство персонажей читает, скорее, ритмически, чем драматически.

Видно, что режиссёр-постановщик Антон Меженин прекрасно осознавал в созвездие каких постановок попадает его спектакль.

В самом начале звучит разноязычная фонограмма с фрагментами монологов в исполнении мировых знаменитостей, игравших Гамлета. Сумчане как бы подчёркивают, что их спектакль – шаг в сторону мировой культуры. И в этом, вероятно, состоит главная цель постановки – в очередной раз ввести зрителя из областного центра в мировой культурный контекст.

Сам спектакль больше напоминает фантазию на тему, чем попытку ещё одного классического прочтения шекспировского «Гамлета». Всё, а особенно музыкальное оформление, и сценография подчёркивает, что это не рассказ о принце датском из средневековой легенды, а ситуация, которая может случится среди людей в любое время человеческой истории. Справедливости ради заметим, что так Шекспира играли всегда. Оттого он и вечен.

Чем особо запомнилась постановка щепкинцев.

Прежде всего, костюмами от Алии Байтеновой – они фантазийны, намеренно эклектичны, уникальны и в какой-то миг даже начинают, если не вести свою линию, то, по крайней мере, быть серьёзными участниками действа. Причём диапазон стилей тут колеблется от классического средневекового – Горацио — до гопниковского, в котором мы видим пластический хор, если можно так выразиться.

Как всегда, великолепны хореографические номера в постановке Натальи Фединой.

Хорош режиссёрский приём с Горацио (Юрий Кулик), которого в самом начале зрители принимают за Гамлета, а в конец именно он произносит знаменитый Гамлетовский монолог «Быть или не быть».

Органичным получился Гильденстерн в женском образе – мы впервые узнали его таким.

В целом, спектакль получился современным, с элементами сценического шоу и удачными вставными номерами от Евгении Серебряковой -нам показалось, что мы увидели ещё одну — новую и свежую – грань её таланта. И просто интересным – актёрский ансамбль не распадается, несмотря на достаточно большое количество монологов, действие динамично и всё время держит в напряжении.

Хотя столь ожидаемого и важного для хороших спектаклей катарсиса со слезами на глазах расчувствовавшихся зрителей в конце не происходит. Разве что в момент одного великолепного жеста Евгении Серебряковой в финале и следующего за ним движения Горацио, когда актёры вдруг выходят из образов и как бы подчёркивают, что это была игра и весь мир театр – очень красивый получился поклон в сторону Шекспира. Как, впрочем, и в начале.

В щепкинской версии Гамлета есть много спорных нюансов, что вполне нормально для творческого события, да ещё связанного с таким великим именем. Но их мы оставим за рамками нашего отчёта и с удовольствием обсудим в комментариях.

P.S. Мы намеренно ни слова не сказали про исполнителей роли Гамлета. В разных составах его играют два новых для сумских театралов актёра – Дмитрий Буряченко и Роман Козак. Мы видели последнего. Его Гамлет показался нам убедительным. В том смысле, что это была не игра, в жизнь. Но, судите сами, пишет медиа портал АТС creativpodiya.com.

 
view counter

Статистика

Всего тем на форумах 180314
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65059
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.