— Какие были игрушки в селе в 40-50-х годах?! — вспоминает свое детство Зинаида Пташник, руководитель кружка технического конструирования Сумского центра научно-технического творчества молодежи, обучающая сумских школьников мастерству оригами. — Вот и приходилось делать из бумаги: весной — кораблики, зимой — украшения на елку, летом — шапки от солнца. Учились друг у друга, но никто и не подозревал, что это занятие имеет такие древние восточные корни. Мне мама в детстве делала из бумаги гармошечку. Когда я лет 15 назад увидела ее в литературе об оригами, очень удивилась.
Хотя среди учеников Зинаиды Васильевны только школьники, она считает, что бумажное конструирование полезно и для взрослых. Оно отвлекает от проблем, успокаивает нервы, восстанавливает душевную гармонию. Была бы свободная минутка, а бумага под рукой всегда найдется.
— Когда работаешь с бумагой, восстанавливается душевное равновесие. С помощью такого оригинального и вместе с тем доступного занятия можно обратить на себя внимание и расположить собеседника. При желании всегда можно сделать неожиданный подарок коллегам или совсем незнакомому человеку, например попутчику в поезде.
Оригами тесно связано с геометрией, даже есть такое понятие — «оригамометрия». Поскольку оригами имеет дело с трансформацией одномерных фигур в трехмерные, зная кое-какие секреты, можно без традиционных математических принадлежностей измерять углы, создавать идеально равносторонние фигуры и т.п.
Но особенно уместны оригамки при общении с детьми. С их помощью можно развлечь ребенка, найти с ним общий язык во время конфликта. Когда на глазах малыша простой лист бумаги превращается в занимательные игрушки, авторитет их создателя непомерно возрастает. Впоследствии ребенок обязательно сам увлечется бумажным конструированием, что разовьет его фантазию и мышление, воспитает усидчивость. Если малыш начал рвать бумагу — это сигнал к тому, что он готов овладевать азами оригами, — говорит Зинаида Пташник.
В переводе с японского «ори» — это складывание, «гами» — бумага, т.е. «складывание из бумаги». Есть еще и второе значение слова «гами» — святой дух (бог), имеющее историческое обоснование, т.к. в течение долгого времени оригами было храмовым искусством для избранных. Первые оригамки (изделия из бумаги) использовались в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам, складывали в бумажные коробочки санбо.
Через некоторое время умение создавать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Каждый знатный род имел свои секреты, которые передавались из поколения в поколение. С конца XVI века оригами превращается в самое любимое и массовое развлечение японцев. Именно в этот период появляются знакомые каждому с детства классические фигурки: водяная бомбочка, лодочка, самолетик, вертушка, коробочка, пароход, лягушка, журавлик.
В начале XX века складыванием бумажных фигурок увлеклись европейцы и американцы, создавшие оригинальные авторские модели, новые формы и техники исполнения. Оригами возвели в ранг искусства. Появились целые ассоциации оригамистов, стали издаваться книги с образцами и схемами, возникла азбука оригами — ряд условных знаков, обозначающих определенное действие (сложить, придавить, надуть, вытянуть и т.д.). Если уметь их прочесть, можно научиться делать фигуры любой сложности.
Зинаида Пташник, руководитель кружка технического конструирования Сумского центра научно-технического творчества молодежи:
— Для занятий оригами необходима бумага средней плотности, чтобы не деформировалась под весом изделия. Для получения фигуры с четкими гранями, можно использовать ксероксную бумагу (цветную или белую).
Детям больше нравится работать с цветной бумагой, взрослым лучше выбрать чистый белый лист. Он не навязывает никаких ассоциаций, сдерживающих фантазию. Кроме того, в изделии из белой бумаги эффектней играют грани и акцентируется внимание на светотени, что немаловажно для восточной философии.
Антон34
Вот здесь много схем оригами