Мы спросили у председателя Союза автоперевозчиков Сум Александра Запорожца: как подорожание газа на 1 грн., о чем висят объявления в маршрутках, может сказаться на цене проезда? И вот что он ответил:
- По-моему, это повышение цены проезда на 20 коп. Доля газа в тарифе - 30%.
И это при том, что днем раньше бютовец Петр Гученко выразил мнение фактического большинства Сумского горсовета, что проезд в маршрутках должен быть 1,5 грн. и согласовываться с горисполкомом.
Так как уже который месяц тянется безобразие с обоснованием цены проезда в маршрутках, мы обратились в Госинспекцию по контролю за ценами в Сумской области.
И хотя, как оказалось, инспекция не имеет полномочий предоставлять выводы об экономической обоснованности плановых затрат на услуги перевозки пассажиров маршрутными такси, прецедент с перевозчиками у нее был. Некоторые перевозчики 29 декабря 2008 года сами обратились в инспекцию с просьбой дать экономическое обоснование.
- Мы вызвали их к себе и попросили дать по каждой статье затрат, которая есть в расчетах, первичную документацию, – рассказывает начальник инспекции Татьяна Шпаченко. - То есть если насчитывается амортизация - пожалуйста, представьте документы подтверждающие ее расчет, потому что это можно делать пятью методами. Точно так же на списание бензина или газа, цену топлива и протяженность маршрута. Зарплата - представьте документы, подтверждающие размер оплаты труда водителей, трудовое соглашение с водителями, количество водителей и сколько машин на маршруте. То есть каждую статью затрат мы попросили обосновать. Предприниматели отказались сделать это, ссылаясь на отсутствие таких документов.
О ситуации вокруг маршруток мы взяли интервью у городского головы Сум Геннадия Минаева, а также комментарии у начальника госинспекции по контролю за ценами Татьяны Шпаченко,
председателя Союза автоперевозчиков Сум Александра Запорожца и начальника горотдела логистики Валерия Семесенко.
— Геннадий Михайлович, так могут перевозчики устанавливать тариф самостоятельно или нет?
— Маршруточники не могут самостоятельно устанавливать тариф. В 2008-м году в январе мы нашли схему регулирования пассажирских перевозок, основанную на их плановой стоимости. Это не соответствует законодательству, так как в законе есть только цена проезда для частного транспорта. Цена проезда у частников может только согласовываться, в отличие от коммунального транспорта, где тариф устанавливается.
— И каким образом будет согласовываться цена проезда?
— Перевозчик подает в исполком на мое имя свои расчеты. Я направляю их в управление социально-экономического развития, оно проверяет расчеты и подает данные в отдел логистики, который уже согласовывает цену проезда. Если депутаты посчитают, что согласовывать должен исполком, то тогда исполком выйдет на вершину всего этого.
— А сможет ли управление социально-экономического развития проверить расчеты.
Насколько я знаю, известны расходы перевозчиков, но не известны доходы. Ситуация ведь не изменилась?
— Ситуация не изменилась. Доходы не известны. Была бы методика расчета цены перевозки , все стало бы на свои места. Перевозчики передают расчеты управлению, Левенец (Михаил Левенец, начальник горуправления социально-экономического развития. — Ред.) проверяет каждого маршруточника. Мы возвращаемся к индивидуальному расчету. По каждому микроавтобусу своя сумма. И выходим на определенный тариф с учетом рентабельности.
— Геннадий Михайлович, я математику не могу понять. Есть количество затрат, как можно выйти на тариф, если не знать количество пассажиров? Это же невозможно!
— Коэффиценты емкости и перевозки остаются те, что были приняты в августе.
— А насколько те коэффициенты обоснованы?
— Не знаю. Обоснованы или не обоснованы — это другой вопрос. Скорее всего, они как- то обоснованы. Выкатка маршрутов была, много чего было сделано и так далее и так далее. Поэтому набирается пул перевозок. У одного затраты составляют 75 коп., а у другого 1,8 грн. Может быть такое? Может! Поэтому составляются коридоры, как делается в других городах. У кого 0,75, будет возить за гривню. У кого 1,25 грн., тот будет возить за 1,5 грн. Коридоры. У кого 1,8 грн. — 2 грн. В создавшейся в Сумах ситуации другого не дано.
— То есть на одном маршруте могут быть разные цены?
— На одном маршруте может быть три цены. Я веду к чему: мы должны восстановить справедливость для тех людей, которые повышают комфортность проезда. Если у одного перевозчика внутренние затраты по амортизации его машин составляют 20 тыс. грн. на новый автомобиль в год, а у старой «газели» — 0 грн., он включит разные затраты.
— То есть можно предположить, что проезд в старых «газелях» будет стоить меньше, чем в новых микроавтобусах?
— Не предположить. Это моя цель и уверенность. Старые маршрутки должны возить людей дешевле, чем новые автомобили. И это справедливо, и это правильно! Почему они должны стоить одинаково? Если будет добрая воля совета, то в идеале — проверять через управление экономики и согласование через отдел логистики. Так действуют в двух третьих городов в Украине. Если депутаты захотят согласовывать на исполкоме, будем на исполкоме.
— Сейчас отменены декабрьские допсоглашения с перевозчиками. Они с этим согласились?
— Отмену декабрьских допсоглашений подписали все, но к августовским никто не захотел возвращаться.
— Тогда нынешняя цена проезда в 1,5 грн. на основании чего?
— Нынешняя цена на основании решения исполкома от 12 августа.
— Но разве та цена не была привязана к августовскому допсоглашению?
— Да, привязана. Поэтому номинально у нас в Сумах цена проезда не определена. То есть она должна быть 1 грн., 1,25 грн. или 1,5 грн. Сейчас мы должны установить цену проезда в зависимости от поданных расчетов. Цена проезда — от гривни до двух, кто что заслужил.
— То есть теоретически может быть и больше 2 грн.?
— Теоретически может быть и меньше 1 грн. Сейчас кто будет обеспечивать больший комфорт и безопасность перевозок, тот будет и больше получать.
Татьяна Шпаченко, начальник Госинспекции по контролю за ценами в Сумской области:
- Согласно Закону Украины «О местном самоуправлении», полномочиями по регулированию цен на транспортные услуги наделены органы местного самоуправления, в данном случае — исполнительный комитет городского совета.
При этом Госцениспекция не имеет полномочий по предоставлению выводов об экономической обоснованности плановых затрат на услуги перевозки пассажиров маршрутными такси.
Но 29 декабря 2008 года к нам обратились три предпринимателя: Александр Колдовский, Александр Запорожец и Андрей Олейник. Они принесли нам материалы и просили сделать вывод относительно экономической обоснованности. Мы хотели сами разобраться, является ли цена, которая установлена в городе и которую эти предприниматели предлагают на утверждение в горисполком, экономически обоснованной. И результаты своего анализа передать горисполкому с целью оказания методической помощи. В результате анализа было установлено, что у этих трех предпринимателей разная протяженность маршрутов (23, 13, 15, 16, 5), разные машины, разные условия труда, разные затраты на содержание и техническое обслуживание машин, а расчеты были сделаны как под копирочку.
В результате всем трем предпринимателям, которые к нам обратились, мы ответили, что, во-первых, у Госценинспекции нет полномочий давать выводы об экономической обоснованности стоимости проезда в маршрутных такси, а во-вторых, в связи с отсутствием документов, которые подтверждали бы экономическую обоснованность каждой статьи затрат, сделать вывод, что предлагаемая цена проезда является экономически обоснованной мы не можем, — нет оснований.
Александр Запорожец, председатель Союза автоперевозчиков Сум:
— На сегодняшний день каждый перевозчик готовит расчеты индивидуально. Какая будет стоимость, я сказать не могу — у каждого она будет своя. Каждый перевозчик будет приходить со своей расчетной ценой и согласовывать ее с властями. Это нормально, так прописано в законе.
— А могут власти не согласовать цену?
— Где написано, что могут не согласовать? У меня есть экономически обоснованные расчеты. Если у кого-то есть другие расчеты, то пусть их опровергнут. Но никто не может их опровергнуть. Мы даем все данные, мы не скрываем.
В понедельник 23 февраля начальник отдела логистики и связи Валерий Семесенко
заявил, что с этой недели ни один перевозчик не имеет права возить пассажиров по 2 грн.
поскольку все перевозчики отказались от последних дополнительных соглашений, подписанных с городскими властями. По словам В. Семесенко, сегодня их отдел осуществляет контроль за пассажирскими перевозками в рамках своих полномочий.
Проверяются наличие информации в салонах маршруток, соответствие табличек нормативам и график движения машин.
— Если мы находим нарушения, составляем протоколы, а также сотрудничаем с транспортным отделом и лицензионным отделом милиции, которые по результатам своих внеплановых проверок даже могут лишать перевозчиков лицензий. На сегодняшний день уже пять перевозчиков могут лишиться своих лицензий, - рассказал г-н Семесенко.
Январь 2008 года — перевозчики подписывают первое допсоглашение и получают право ездить по 1,25 грн.
Август 2008 года — перевозчики подписывают второе допсоглашение и получают право ездить по 1,5 грн., при этом обязуются заменить старые микроавтобусы новыми до февраля 2009 года.
Декабрь 2008 года — перевозчики подписывают третье допсоглашение, которое позволяет взимать 2 грн. в вечернее время, а также по воскресеньям и праздникам.
Январь 2009 года — Сумской горсовет отменяет решение исполкома и обязывает аннулировать подписанные третьи допсоглашения.
Февраль 2009 года — перевозчики расторгают допсоглашения с исполкомом.
Ivan
Все це називається тихий дозволений бандитизм,коли в умовах кризи, в умовах зменшення заробітної плати, в умовах безробітя ці собаки збільшують плату за проїзд в маршрутному таксі. Господи коли вони вже нажруться, все їм мало, а місцева влада їм все дозволяє а ДАІ на все це пальці закривають. А людей набирають в маршрутку під зав"язку,і все за одну ціну 1.5 грн. або 2 грн. Та за такий проїзд по-перше треба стягувати штраф, але ДАЇ від цього мають свій зиск, і не зупиняють та нештрафують. По-друге реальна вартість проїзду в маршрутному таксі становить не більше 70 копійок, врахуваши все. Пропозиція продавати жетони на маршрутні таксі в банках,або на зупинках в касах з номерами кас, а в маршрутку заходити тільки за жетонами, як в метро. Перевізник щоденно повинен забирати в банку зароблені гроші представивши зібрані жетони.Тоді можна вияснити реальні доходи перевізника. Збір жетона в спецящику в який вкидать за проїзд запплобірованому в кожній маршрутці в кінці робочого дня спец службами.
evabrawn
Неплохая идея, только вот банкам сейчас особо доверять нельзя, да и затратно это.
Если бы власти были заинтересованы навести порядок в маршруточной отрасли, они бы уже давно это сделали. Во-первых, можно было договориться с контролирующими инстанциями (ГАИ, защитой прав потребителей, структурой, которая лицензии выдает на право перевозки пассажиров и может их лишать) и с месяц жестко следить за машинами перевозчиков, инициирующих повышение проезда и забастовки. Каждый день штрафовать, лицензии парочку лишить, другие бы моментально заткнулись. Плюс, можно было бы внести яблоко раздора в сплоченный коллектив перевозчиков, разбить его на несколько лагерей, чтобы у активистов было меньше поддержки. Пусть они бастуют, а машины других будут в это время бабки загребать.
Что касается реальной стоимости проезда. В своих расчетах экономической обоснованности проезда ряд перевозчиков указали коэффициент 0,351, то есть от конечной до конечной 14-местная маршрутка типа перевозит не 14 пассажиров, а 14умножить на этот коэффициент, то есть 5 человек! Вы в это верите? И это экономически обоснованные тарифы????
татьяна
Таким КОЗЛАМ как IVAN нужно ровнее базарить,а то такой правильный прямо ангел. Везде бандиты мерещатся. Поднял бы свой ЗАД с дивана , взял бы кредит и поработал как пацаны работают. Купил бы запчасти, заправил машину, оплатил налоги и др.Поработал бы с налоговой, мелицией и другими службами. Поремонтировался зимой на уличке, лежа не под бабой в теплой кровати, а под машиной,тогда я понимаю можно было бы поговорить. А так к Богу взывает бедолага.Ну и Бог ему тогда судья. А то честный бизнес называть бандитизмом любой может.Завидно наверное просто.
Гость.
татьяна
Пацаны правильные? С понятиями? А то действительно, козлотня и босота пишут фигню всякую на правильных людей...Волнует,что ли что жрать не фиг у Ивана - Васыля -Петра? Семьи перевозчиков икры не доедают, и в Крым поедут вместо Египта -Турции, если вы козлы Иваны, не будете платить...
Уроды...Да перевозчики скоро соль с сала буду сошкребывать, чтоб курочку посолить, а вы....
Молодец, Танюха! Правильная деваха...Так их ,козлов...Ату их, уродов....ДАЕШЬ ПЕРЕВОЗЧИКАМ БАБКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Это ж сколько таких?
Мыслитель
А я вообще, зато, что бы разогнать маршрутчиков с их разбитыми ГАЗЕЛями, Дельфинами. Дело в том, что половина маршруток принадлежит депутатам сумским. Почему не пустить по городу больше тролейбусов? Автобусов? Только не старых с доисторической конструкцией, а нормальных. Были же ЭТАЛОНы. Куда их дели? как то резко они пропали. Потому как ездили по чьему то маршруту. Да и жители хороши. Типа нармальным пацанам не место к тралике. Ты чё, с пенсионерами ехать. Я был как то в славном городе Чернигов, там маршрутки по пальцам посчитать можно было. И ездили в основном по не занятым муниципальным транспортом маршрутам. И в парядке вещей было встретить ребят ЭМО, чувака с золотым ошейником в 30грам, металюг... Это в порядке вещей. В Киеве. Маршруток мало. Автобусы. Пусть и не большие, но всё же. И мне лично гораздо приятнее ехать в низкопольном МАЗе и ЛАЗе, чем стоя враскарячку м забитой маршрутке.
evabrawn
На днях по "Видикону" показывали интервью с Запорожцем и Перепекой. Во время прямого эфира "Видикон" проводил опрос типа готовы ли сумчане платить больше за проезд в маршрутках. Как показал опрос, в котором приняло участие порядка 800 человек - "готовых" в Сумах большинство...
Гость
Ivan, ludyam ezdit' nado, oni i nabivaut'sya v marshrytki i vinu perevozshikov zdes' net nikakoi. 70 kop? da seichas stakan semechek bolshe stoit. esli tu takoi ymnui, poprobuval bu tu but perevozshikom...kak tu dymaesh skolko remont marshrytki stoit? da i eshe esli bu y nas ludi prilichnue buli, naplyut' semechek, gvachki poostavlysut. esli bu ludi normalno k marshrytkam otnosilis'-marshrytki i vuglyadeli b normalno.