Всесумская уборка

Толоки, или субботники (эти мероприятия сейчас называют и так, и этак), появились как добровольный коллективный труд, но власти всегда пытались сделать из них добровольно-принудительное мероприятие.

Толкование толоки

Сейчас то, что за последние несколько десятилетий мы привыкли называть субботниками, кое-кто стал называть толокой. Наверное, чтобы лишить мероприятие "совковой" окраски и придать ему национальный колорит.

Действительно, слово «толока» употребляется украинцами очень давно. Толока — это, выражаясь, современным языком, коллектив людей, совместное действие или общее имущество. В перечне преступлений времен Ярослава Мудрого групповое изнасилование также обозначалось этим словом. А еще так называли общее пастбище. Но в более привычном для нас смысле слово «толока» обозначает совместный, добровольный и бесплатный труд. Наши предки собирались «всем миром», чтобы помочь односельчанин выполнить работу, для которой требуется множество рук — возвести хату, вырубить лес, собрать урожай. И уж тем более для того, чтобы построить нужные каждому школу, церковь, дорогу. Коллективный труд был в радость — тем более, что завершался он угощением, песнями и плясками.

Надо сказать, что это не только украинская традиция: в белорусском языке есть слово «талока», в польском — «toka», и обозначают они то же самое. А у россиян подобные мероприятия назывались «помочь».

В общем, изначально толока была очень демократичной. Но вот в Украину пришла панщина, и радостный добровольный труд превратился в дополнительную повинность для крепостных крестьян. И только 1847-48 гг. ее отменили. После этого толока снова стала исключительно добровольно.

Дореволюционная чистота

Как же убирали город в дореволюционных Сумах? На этот вопрос нам дал ответ сумской краевед Михаил Манько. По его словам, мещане (и дворяне силами своей прислуги) ежегодно убирали улицы перед Пасхой. Каждый отвечал за участок перед своим домом — оставить его неубранным перед великим праздником считалось своего рода грехом. Кто побогаче — даже устраивали фонтаны, а кто победнее — просто посыпали дорожки песком. Высаживалось много цветов, причем торговцы цветами бесплатно давали рассаду бедноте. А с вывозом мусора часто помогали цыгане, которым землевладельцы давали за это место для табора (как, например, известные лучанские помещики Линтваревы).
Кстати, цыган привлекали к общественным работам еще в 30-е гг. XX в.: когда разрушили несколько храмов, нужно было вывозить обломки.

Перед праздником сумчане убирали город на добровольных началах, но были и соответствующие распоряжения городского головы — «О чистоте». А вот слово «толока» для обозначения подобных мероприятий не использовалось. По словам М.Манько, этим словом уборку в Сумах раньше не называли.

После революции в жизнь сумчан вошли субботники.

Суботники "от души"

Историю возникновения субботников знают, наверное, не все. А дело было так. В 1919 г.
в стране были война, голод и разруха. Но людям очень хотелось поскорее справиться с этими напастями. Настолько, что они готовы были работать бесплатно. И в пятницу вечером 12 апреля 1919 г. пятнадцать рабочих депо „Москва-Сортировочная” не пошли отдыхать, а вернулись на свои рабочие места и трудились до 6 утра. За это время они отремонтировали три паровоза. Утром собрались в служебном вагоне отдохнуть и попить чаю. И решили трудиться в ночь с пятницы на субботу каждую неделю — «до полной победы над Колчаком»!

Пример пятнадцати железнодорожников подхватили их коллеги, и в первом массовом митинге на Московско-Казанской железной дороге 10 мая 1919 г. участвовало уже 205 человек. Это мероприятие высоко оценил В.И.Ленин в своей статье «Великий почин».
После этого субботники стали проводиться по всей бывшей Российской империи, в том числе и на Сумщине. Причем, как и толоки, на первых порах — совершенно добровольно.
Люди собирались трудовыми коллективами и принимали решение провести субботник (или воскресник) — по необходимости и без привязки к „красным” датам (как это стало практиковаться позже). Например, 25 января 1920 г. в Сумах состоялось беспартийное собрание работниц, решивших, что субботники помогут бороться с сыпным тифом и нужно провести агитацию среди широких масс для привлечения их к такой работе.

А вот сообщение о «грандиозном субботнике» всех советских учреждений и организаций г.Лебедин, в котором приняли участие более 800 человек. В том же году, 17 декабря в издании «Власть Советам!» появился отчет о результатах трудовых воскресников, проведенных на предприятиях и в учреждениях Сум. Рабочие Павловского и Бельгийского заводов, а также суконных фабрик рассортировали и перенесли разные материалы, разгрузили дрова и уголь, избавились от мусора; эвакопункт вымыли и тоже обеспечили дровами, в Клубе милиции навели порядок, а жилищном отделе описали буржуазные квартиры и мебель. «Работа окончена в 4 часа, откуда товарищи стройными рядами с пением революционных песен возвратились к зданию парткома», — так заканчивается заметка. В общем, знакомый «толочный» энтузиазм…

Субботники как обязаловка

И лишь в 30-е, утверждают историки, субботники и воскресники начали приобретать отенок добровольно-принудительных мероприятий. А заметки о них становятся все более пафосными: «насосно-компресорний цех охопила металево-міцна мелодія пролетарського ентузіазму… 100% комсомольців вийшли на суботник, захоплюючи ентузіазмом цілий колектив цеху», — писалось о субботнике на Сумском машиностроительном заводе им.Фрунзе 20 ноября 1933 г.

После Великой Отечественной войны традиция субботников возобновилась. Те, кто родился в СССР, отлично помнят эти мероприятия. На субботники выгоняли всех — от мала до велика. Мы, школьники, убирали территорию вокруг школы и не только. Хотя нельзя сказать, что работали люди только из-под палки: жильцы нашего дома делали это по собственной инициативе и для себя самих. А вот в 90-е когда-то ухоженный двор запустили: старики уже не могли работать, а люди помоложе «субботничать» не хотели…

Субботники просуществовали до самого развала СССР. Они проводились с разной частотой, по решению местных органов власти. Но Всесоюзный ленинский коммунистический субботник, приуроченный ко дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводился обязательно. Они как бы знаменовали окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

В Государственном архиве Сумской области есть статистические отчеты о результатах субботников 80-х. Например, в 1984 г. и 1985 г. на апрельских субботниках в Сумах трудилось почти 150 тыс. человек, им начислили зарплаты более 225 млн. рублей, но она ушла в фонд 11-й пятилетки — субботники оставались бесплатными мероприятиями.

Любимые властью

Впрочем, субботники не канули в вечность. Любой власти по нраву идея добровольного (или добровольно-принудительного) бесплатного труда — неважно, как он называется — толокой или субботником. Мы уже писали, что с 16 марта по 25 апреля распоряжением председателя облгосадминистрации Николая Лаврика на Сумщине объявлена толока по озеленению и благоустройству. Причем даты проведения те же, что и раньше — например, 22 апреля (только теперь субботник приурочен не ко дню рождения вождя мирового пролетариата, а ко Всемирному дню Земли).

Только вот энтузиазма у нынешних сумчан поменьше, чем у их предшественников в 20-е.
Поэтому за работу по благоустройству города предлагается плата. Мэр Сум Геннадий Минаев посчитал ее — 50 грн./день. Но это, как говорится, уже из другой оперы…

Владимир Сурков, газета "Данкор"
Фото

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.