По инициативе народного депутата Украины Леси Оробец в Сумах 18 июля состоялся «круглый стол» с участием лидеров Объединенной оппозиции, представителей общественных организаций, преподавателей сумских вузов.
Оппозиционеры обсуждали положение, сложившееся в системе высшего образования, и наметили план действий в случае прихода к власти после выборов.
— Проблем в системе высшего образования столько, что их нельзя решать революционным путем, — считает преподаватель УАБД Дмитрий Лукьянец.
По инициативе народного депутата Украины Леси Оробец в Сумах 18 июля состоялся «круглый стол» с участием лидеров Объединенной оппозиции, представителей общественных организаций, преподавателей сумских вузов.
Оппозиционеры обсуждали положение, сложившееся в системе высшего образования, и наметили план действий в случае прихода к власти после выборов.
— Проблем в системе высшего образования столько, что их нельзя решать революционным путем, — считает преподаватель УАБД Дмитрий Лукьянец.
По его мнению, надо привести в соответствие количество вузов, чтобы лицензионный объем не превышал, как сейчас, количество выпускников. Например, в немецкой системе образования в классические университеты поступает 10-12 процентов выпускников, другие овладевают профессиями в системе профтехобразования.
— Право на получение образования должен иметь каждый, но критерии отбора следует изменить, — говорит Д.Лукьянец.
По мнению общественного деятеля Виктора Бобыренко, слабые вузы не стоит закрывать директивными методами, просто при распределении государственного финансирования надо ввести принцип: «Деньги ходят за абитуриентом», что убьет слабые вузы. В то время как сейчас деньги распределяются прямо пропорционально степени близости ректора к чиновникам Минобразования и его лояльности к правящей партии.
Представитель СГПУ им.Макаренко Сергей Пятаченко и Дмитрий Лукьянец высказались за целесообразность выделения социально значимых специальностей в особую категорию, которую необходимо финансировать за счет государства, а на остальные направления, по которым в стране переизбыток кадров, государственную казну не тратить.
— К нам идут в основном бедные дети, и давить их рынком нелогично, — говорит С.Пятаченко. — У нас большая проблема даже не в качестве, а в количестве. Трудно набрать абитуриентов.
Леся Оробец отметила: повышение роли школьного аттестата при поступлении в вузы тут же привело к тому, что родители стали покупать школьные оценки. Косвенным доказательством служит тот факт, что второй год подряд в мае спрос на школьные журналы повышается аж на 30%. А ведь внешнее независимое оценивание (ВНО) вводилось с целью отсечь финансовые возможности родительских кошельков и позволить абитуриентам конкурировать между собой знаниями.
— Завышенная роль балла аттестата умножает ВНО на ноль, — считает Л.Оробец.