Решением исполкома Сумского горсовета 16 октября пройдет конкурс на перевозку пассажиров городскими автобусными маршрутами.
Власти требуют выставлять на конкурс автобусы вместимостью не меньше 22 мест и обещают, что первое время цена проезда в Сумах не возрастет.
Согласно решению исполкома, на конкурс выносится 18 лотов, которые включают в себя один или несколько маршрутов. То есть ситуация, когда на одном маршруте работает сразу несколько хозяев, как это происходит сейчас, будет исключена. За каждый маршрут станет отвечать один человек.
На конкурс должны выставляться автобусы пассажировместимостью не меньше 23 мест (это оставит вне конкурса большую часть работающих в городе маршруток), а по отдельным маршрутам - не меньше 40. В качестве резервных допускаются автобусы вместимостью не меньше 19 человек.
По словам начальника отдела логистики Валерия Семесенко, если на конкурсе не будет желающих на тот или иной маршрут с автобусами требуемой вместимости, то могут быть допущены автобусы меньшей вместимости. Но лишь на год, а не на пять лет. За это время машины надо будет либо заменить, либо убрать с маршрута. По выбросам в атмосферу вредных веществ двигатели автобусов должны соответствовать норме Евро-2. К конкурсу не допускаются автобусы, переоборудованные из грузовых транспортных средств.
Проводить конкурс будет комиссия во главе с заместителем мэра Анатолием Бондарем. На заседании исполкома 6 сентября из комиссии были исключены Владимир Чепик, представлявший общественную организацию «Студенческое братство Сумщины», и Николай Чернотицкий - из организации «Freedom media». Вместо них ввели Евгения Чирку из организации «Доля» и Вадима Лысого, главу Федерации автоспорта Сумщины.
По расчетам, стоимость проведения транспортного конкурса должна составить 30 тыс. грн. Стоимость участия в конкурсе для перевозчиков - 1700 грн. за каждый лот.
Стоимость проезда после конкурса останется 2 грн. Затем победители будут подавать свои расчеты в порядке, предусмотренном законодательством, после чего их рассмотрит исполком. Исполком внес изменения в ряд прошлых решений относительно пассажирских перевозок, в числе прочего указав, что перевозчики не могут самостоятельно изменять тариф.
Справка. Новую схему маршрутов мы опубликуем по итогам конкурса.
[img0]Валерий Семесенко, начальник городского управления логистики и связи горсовета:
- У нас в городе кардинально меняется схема проезда. Исчезают определенные маршруты, на их месте появляются новые. Да, сумчанам придется привыкать и к новым номерам, и к новым маршрутам. Главная цель нашего конкурса – разгрузить центр. Мы это условие выполняем. Но есть один нюанс. Мы готовили новую схему движения транспорта с учетом того, что должны были расширить и отремонтировать мост по улице Горького. Поскольку такая реконструкция не сделана, нам пришлось немного скорректировать и новую схему. У нас в три раза уменьшится количество транспорта, но, поскольку его вместимость мы увеличим, пассажиры не пострадают. Да, теперь сумчанам придется в свой график забивать и время для того, чтобы добраться до работы. Изменится интервал движения транспорта. Если сейчас маршрутки ходят каждые три минуты и вы, выбежав из подъезда и махнув рукой, останавливали машину, то сейчас такого не будет. Автобусы станут ходить с интервалом 10-15 минут. Чтобы сумчане привыкли к нововведениям, мы пустим транспорт по новым маршрутам в выходные. К тому же в октябре планируем развернуть масштабную информационную кампанию и сообщить об изменениях.
- Стоимость проезда в автобусах уже установлена – 2 грн. Откуда такие цифры? И сколько тогда будут стоить маршрутки?
- В законодательстве нет разделения на маршрутки и автобусы. Это все автобусы, только разной вместимости. Так что цена для тех и других будет 2 грн. Определить, какой должна быть цена по новой транспортной схеме, перевозчики пока не могут. Не известна цифра пассажиропотока на маршрутах. Как только эти данные будут у перевозчиков, они подадут свои расчеты, а пока исполком устанавливает цену в 2 грн. Цена проезда в троллейбусах не изменится.
[img1]Юрий Перепека, перевозчик:
- Условия конкурса приведены в соответствие с постановлением Кабмина, поэтому замечаний нет.
Если введение новой транспортной схемы и одновременное уменьшение количества транспортных средств за счет увеличения вместимости пройдет удачно, то можно прогнозировать, что цена проезда на уровне 2 грн. будет какое-то время держаться. Все будет зависеть от условий. Надо создать условия, чтобы цена проезда была максимально низкой. В других городах проезд уже дороже, чем в Сумах.
Меньшее количество машин – это к лучшему для перевозчиков, но не уверен, что и для пассажиров тоже. Будут большие интервалы между машинами и меньше скорость движения.
В городе сейчас 520 машин и 175 перевозчиков. Например, на маршруте №1 работает 12 перевозчиков – получается колхоз. Доказать всем, что надо работать до вечера, невозможно. А если за маршрут станет отвечать один перевозчик, он будет заинтересован раскрутить свой маршрут и чтобы машины работали подольше. Для пассажиров это позитивный момент.
Вообще, для перевозчиков сейчас огромные риски: по кредиту (если раньше при покупке машины она и являлась залогом, то сейчас многие позакладывали свои дома); риск не выиграть конкурс; риск в самой работе (по статистике, на один автомобиль приходится одно ДТП в год – никуда от этого не денешься).
Из 175 перевозчиков только 25-30 человек живут этим бизнесом, у остальных - 1-2 машины, и это не основной вид заработка. О конкурсе все знали заранее. Кто к нему готовился, приобрел новые машины.
[img2]Николай Чернотицкий:
- Мы считаем, что возобладало не торжество закона, а партийные и бизнес-интересы. Меня заменили депутатом из БЮТ Вадимом Лысым, а Владимира Чепика – представителем организации «Доля», которая сотрудничает с Партией регионов. Мы запросили копии протоколов заседания исполкома. Наши организации подали заявки на участие в комиссии в феврале, в то время как заявок от «Долі» и Федерации автоспорта Сумщины не было. Не понимаю, чем они лучше нас. Думаю, есть намерение как-то повлиять на результаты конкурса.
Сумской горсовет поддержал запрос депутата Александра Перчакова (фракция «Фронту змін») о предоставлении информации о наличии у депутатов маршрутных такси и их участии в конкурсе перевозчиков, который запланирован на октябрь. Запрос направлен начальнику отдела логистики и связи Сумского городского совета Валерию Семесенко.