Программа кандидата по пост мэра Сум Анатолия Жука, агитку с которой волонтеры избирательного штаба распространяли по городу в течение последней недели, достаточно конкретна. В ней всего три основных тезиса. О независимости, прежде всего, – финансовой, о развитии городской инфраструктуры, о порядке и безопасности в городе. Два последних тезиса совершенно понятны. Нам действительно пора всерьез браться за состояние детских садов, школ и больниц, модернизацию уличного освещения, ремонт внутридворовых дорог и тротуаров, установку систем видеонаблюдения для обеспечения безопасности сумчан и сохранения правопорядка в городе. К первому же тезису о независимости есть определенные вопросы, и мы их Анатолию Владимировичу задали:
– После прочтения вашей агитки у меня возник один очень серьезный вопрос. Что лежит в основе первого тезиса вашей избирательной программы: «добиться политической, административной и финансовой независимости от центральной власти»? Это что, сепаратизм?
Нет, ни в коем в случае. Сепаратизм – это движение на отделение территорий от государства с целью создания нового государства или получения широкой автономии. Я же выступаю за единую державу – Украину, как унитарное государство, без автономных республик и даже без каких-либо федеративных образований. Поэтому это и не федерализм.
Кроме того, если немного переставить порядок слов, то этот тезис «добиться от центральной власти политической, административной и финансовой независимости» будет иметь несколько иную смысловую нагрузку.
– Согласен. Смысл действительно другой.
В моей программе данный пункт именно первый и главный. И раз уж возник такой вопрос, изложу его полностью: «Добиться от центральной власти выполнения Европейской хартии местного самоуправления. Обладая политической, административной и финансовой независимостью местная община сможет коренным образом изменить условия жизни сумчан.». И нам действительно жизненно необходимо добиться, дабы центральная власть на законодательном уровне закрепила за громадами права на самостоятельность.
– Давайте, все-таки, детализируем. Итак, финансовая независимость. От кого и от чего?
Если хотите – от ручного управления финансами в стране. От уравниловки и никому непонятных контрольных показателей Минфина. Сколько бы город не зарабатывал, я имею ввиду сбор налогов – он сегодня не имеет права самостоятельно распоряжаться своим ресурсом. Нам возвращается из Киева менее половины от собранного и куча директив. А чтобы город мог полноценно жить и развиваться, на местах должно оставаться не менее 2/3 налогов и сборов. Это будет справедливо! По таким правилам живут все европейские города. И тогда нам не нужно будет от Минфина никаких дотаций, субвенций и субсидий. Мы обеспечим государственные стандарты самостоятельно. И более 500 миллионов гривен в год сможем направить на развитие города. Сегодня, это в лучшем случае 55 миллионов гривен в год, из которых около 30 второй год подряд не проводится госказначейством. При бюджетной политике, который мы намерены добиться, по комфорту проживания и инфраструктуре через 10 лет Сумы будет невозможно отличить от Люблина или даже Гамбурга. Конечно, только в том случае, если будут работать наши предприятия и развиваться бизнес.
– С финансовой независимостью разобрались. А вот административная и политическая?
Административная и политическая независимость это в первую очередь ликвидация института областных и районных государственных администраций, устранение их диктата над органами местного самоуправления. Необходимо внести изменения в Конституцию Украины и провести административную и политическую реформы под лозунгом: «Вся всласть местным советам и их исполкомам!». Я считаю, что представителем государства в области вместо губернатора должен остаться префект с минимальным штатом и с контрольными, а не управленческими, функциями.
Плюс к этому необходимо ликвидировать на местах бесчисленное количество государственных инспекций, как например, инспекция архитектурно-строительного контроля, инспекция по ценам и т.д. и т.п. Передать их функции обратно в исполкомы. Непременно следует подчинить городскую милицию и ГАИ горсовету. Община должна финансировать местную милицию, и она должна служить народу, а не министерству.
В русле же политической независимости необходимо добиться того, чтобы все решения по любым проблемам и вопросам жизни города принимались в городском совете, а не в кабинетах той или иной правящей партии, как это сегодня происходит. Тем более с оглядкой на столичное партийное руководство. Ведь чиновник, если он еще и партийный функционер, всегда действует в формате своей партии и в угоду партийному начальству, а не на благо громады города.
–То есть, Вы считаете, что партии это зло?
На местном уровне – неимоверное зло. Я считаю, что выборы в местные советы, и даже в областной совет, должны проводиться по сугубо беспартийному мажоритарному принципу. А вот выборы в Верховную Раду – как раз по партийным открытым спискам, без какой-либо мажоритарки. Тогда будет баланс и политическая независимость.
– И каким же образом Вы планируете всего этого добиться?
Не я один, а совместными усилиями. И именно добиться. Во-первых, тут мы в некотором тренде со многими политическими силами, которые хотят настоящей перезагрузки власти. Это обнадеживает. Во-вторых, есть Ассоциация городов Украины, деятельность которой непременно следует возрождать и строить работу именно в этом направлении. В-третьих, в Верховной Раде есть два народных депутата мажоритарника от города Сумы – Александр Волков и Олег Медуница. Считаю, что нужно действовать и через них. И, наконец, в-четвертых, принимать решения городского совета по обращению по этим вопросам к Президенту Украины, к Верховной Раде, к Кабинету Министров. Обращаться, аргументировать, и снова обращаться, и снова аргументировать. Если они этого не поймут, то уж тогда точно по всей Украине пойдут процессы федерализации, как минимум.
Если мы всего этого добьемся, то достаточно быстро изменим качество жизни в провинции, в том числе и сумчан. Я уверен в этом.
Разговор вел Артем Хованский
Жук Анатолий Владимирович родился 6 января 1983 года в г. Сумы. Коренной сумчанин в седьмом поколении. Мастер спорта международного класса по карате. Имеет третий дан. Имеет диплом МАУП по специальности «Управление бизнесом» и диплом магистра СумГУ по специальности «Государственная служба». Занимался бизнесом, был учредителем трех коммерческих предприятий, работал юрисконсультом в ООО «Стеф». С 2010 г. – депутат Сумского городского совета. С 2012 г. – заместитель, затем начальник управления земельных ресурсов, а с февраля 2014 г. – директор департамента градостроительства и земельных отношений горсовета.
Женат, воспитывает пятилетнюю дочь.
Зарегистрирован кандидатом на пост городского головы г. Сумы 27 апреля с выдачей удостоверения №1. Позиционируется в качестве преемника экс-мэра Геннадия Минаева.
® Материал размещен на правах предвыборной агитации