Заморский владыка

Недавно Православную Церковь Московского патриархата на Сумщине и Ахтырщине возглавил архиепископ Марк, сменив епископа Иова. Интересно, что прибыл он из Канады, где был в командировке более десяти лет. О жизни православных за рубежом и своих сумских планах владыка рассказал в интервью "Данкору".
- Как живется православным за рубежом?

 — Конечно, их жизнь отличается от жизни на родине. В Аргентине и других латиноамериканских странах православные живут в католической среде. И храм является для них не только местом молитвы, но и местом, где они собираются в воскресный день и могут общаться на родном языке. Буэнос-Айрес — это почти одиннадцатимиллионный город. Православные рассеяны по городу, и другой возможности пообщаться друг с другом у них нет.

 — В Аргентине живут в основном потомки эмигрантов 1925-38 гг. Есть выходцы из Карпат, но большинство с Волыни. Материально они живут средне, потому что латиноамериканские страны вообще довольно бедные.

В Канаде украинцев больше. Если в Аргентине их около 500 тыс., то в Канаде около миллиона. Это, в основном, потомки эмигрантов конца XIX в., преимущественно из Галичины и Буковины. Приезжали люди в основном на землю, в городах работы не было. И в то время они имели своими соседями земляков, ведь выезжали целыми селами.

Сегодняшние канадские украинцы — это уже четвертое-пятое поколение эмигрантов. Мало кто из них занимается сельским хозяйством. Молодежь уезжает в города, туда, где есть работа. И немногие потом возвращаются к очагу своих родителей.

 — Вы прожили за рубежом более десяти лет. Тяжело ли привыкать к условиям новой Украины?

 — Резких изменений для меня нет, потому что каждый год я приезжал в отпуск и более-менее знаком с тем, что здесь происходит. Тем более что последние годы через интернет можно было узнавать обо всех новостях. Но, естественно, нужен какой-то период, чтобы привыкнуть к новому положению в стране. Я был командирован еще из СССР, а вернулся, когда вместо СССР — пятнадцать государств, совершенно другой политический строй, другая церковная жизнь.

 — Во время последних выборов авторитет Православной Церкви Московского патриархата в глазах некоторых украинцев пострадал из-за участия отдельных священнослужителей в предвыборной гонке. Как планируете восстанавливать этот авторитет?

 — Высказывания отдельных священнослужителей, даже епископов, еще не мнение церкви. Что касается церкви, то у нас есть официальный документ, где сказано, что церковь не вмешивается ни в какие политические интриги, не принимает участия в политической борьбе. Церковь должна быть открыта для всех, независимо от политических взглядов. Это значит, что я могу встречаться с представителем любой политической силы, но мы будем говорить с ним не о том, как победить в политической борьбе, а о том, что если он собирается быть политическим лидером, то его работа должна быть служением своему народу, своей стране.

Мы должны показать людям, что занимаемся только своим делом.

 — Ходят слухи, что Вашего предшественника перевели в Канаду именно из-за предвыборной агитации...

 — Они абсолютно не имеют под собой никакого основания. Просто в Канаде нужен был епископ из Украины, владеющий украинским языком, в зрелом возрасте, но еще не старый. Остановились на кандидатуре Иова.

 — Как планируете строить отношения с Православной Церковью Киевского патриархата? В последнее время они довольно напряженные...

 — Я думаю, что отношения с ними мы строить не можем. Здесь не может быть какого-то компромисса, как в политике. Путь решения противоречий — это стремиться к единой церкви. Вы знаете, что Украинская автокефальная Православная Церковь уже раскололась на две. И дальше будет делиться. Принцип, по которому она была организована, — когда появляется лидер и объединяет людей вокруг себя, — это принцип секты.

Это началось давно, еще в конце восьмидесятых. Тогда это шло из светских кругов, сейчас то же самое. То, что делает Киевский патриархат, продвигаясь на восток и создавая свои приходы там, где их не было исторически, вносит раздор между людьми. Чтобы себя оправдать, они поносят нас: мол, мы — «москалi» и т.п. Но единственное, чем мы связаны с Москвой, — это тем, что глава УПЦ МП является постоянным членом Синода. Если меняется глава Украинской Православной Церкви МП, нового главу избирает Поместный собор УПЦ МП. И только потом он получает грамоту от патриарха. На этом кончается вся связь. Поэтому говорить о какой-то зависимости, что имущество УПЦ МП Россия забирает — это несерьезно, это спекуляции.
Владимир Сурков, газета "Данкор"
Володимир

Владика не лише "заморський".
Із його слів помітно, що він не є навіть громадянином України і не володіє українською мовою ("Просто в Канаде нужен был епископ из Украины, владеющий украинским языком" - це він сам про причини зміни єпископа в Канаді".
Проте, в новопризначеного сумського "пастиря" "славне" минуле, зокрема епископство на Західній Україні у 80-роки, яке не могло бути не повязане із КГБ. На Тернопільщині Вам навіть можуть підказати і кличку за якою новоспечений сумський єпископ фігурував у списках агентів КГБ.
Та й його переведення в 1989 році подалі від України - аж на протилежний край світу в Аргентину повязане із його одіозною роллю під час тогочасних подій на Тернопільщині, коли місцеві жителі масово відвертались від скопроментованої московської православної церкви, яка там не мала ісоричних коренів, до ісконної грекокатолицької церкви.

Андрiй

Володимире, а ви до доктора не звертались?
здається уява, що вам потрібна медична допомога.

Для тих же, хто прочитав ваши фантазії, та не володіє історичними даними, треба повідомити, що греко-католицька церква не є "ісконною". Православ'я на Україні - з 10 ст., а уніатська церква була створена поляцькими загарбниками в 16 ст. (1596р.). До тогож на Україні вона починає повсюджуватись лише 100 років пізніше, тобто в 17 ст. В 2001р. кардинал Любомир Гузар сам казав про 2 століття розвитку унії на Україні.

Та ще

Иван

Если УПЦ МП так "независима" от Московского Патриархата, как об этом говорит владыка Марк, то почему же именно Синод РПЦ переместил предыдущего Сумкого епископа в Канаду, а вл. Марка - на его место? Какая ж тут независимость?

А то, что назначения в заграничные епархиии в 70-80-х годах не происходили без одобрения КГБ - яко, как Божий день.

Наверное в родной епархии Президента МП нужен более лояльный Москве архиерей, чам владыка Иов.

Сергей

Так понятно, что всё что происходило в СССР - происходило с ведома КГБ. Только вот какое это отношение имеет к 2005 году?

Эл Лоренко

мда конечно..что сказать

view counter

Сейчас на форуме

telepin

Зарегистрированных 1
Гостей 1816
Администраторов 0

Статистика

Всего тем на форумах 169149
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 64989
Последний зарегистрированный пользователь Zanna_

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.