Храмы, которых больше нет

Когда-то в центре Сум храмов было в два раза больше, и те, которые исчезли с лица земли, не уступали по красоте и величию существующим.
Николаевский, Покровский и Введенский, а также Богородицкий храмы были разрушены в первые десятилетия советской власти в порыве борьбы с "религиозным мракобесием". Теперь они есть только на фотографиях и в воспоминаниях.

"Невезучий" Николаевский


Сегодня центр города украшают Спасо-Преображенский собор и Воскресенская церковь, а когда-то на месте теперешнего Дома профсоюзов (напротив облгосадминистрации) был еще один храм — Николаевский. В его честь и площадь — ныне площадь Независимости — называлась Николаевской, а также Николаевский лужок (теперешние Вольный лужок и ул. Героев Сталинграда). Первый, деревянный, вариант церкви был возведен воеводой Кириллом Арсеньевым во время существования Сумской крепости за деньги царской казны. Простояло строение недолго. Что с ним случилось — можно только предполагать. Возможно, оно сгорело. Но, как бы там ни было, уже в 1693 г. тогдашним стольником и полковником Герасимом Кондратьевым начато строительство нового храма в честь святителя Николая. Этот храм простоял до 1903 г., когда был уничтожен пожаром.

Но свято место пусто не бывает. По требованию генерал-губернатора Андрея Леванидова для храма было выделено новое место, в 50 м от прежнего. И в 1904 г. купцы 3-й гильдии Солодкие при помощи других сумчан оплатили строительство новой церкви — каменной. Строили ее приглашенные из Белгорода мастера. Пожар ей был уже не так страшен, как деревянным предшественницам. Но, увы, и этот храм простоял не долго. Кто-то во время реконструкции додумался вынуть колонны, поддерживавшие своды здания, и эти своды рухнули. Причем буквально через час после пасхальной службы. Несколько сотен молившихся чудом не погибли!

А в 1906 г. в Сумах снова появился Николаевский храм — на том же месте. Инициатором строительства стал церковный староста и купец 3-й гильдии Марк Евсеевич Медведев, вложивший в богоугодное дело три тысячи рублей. Прочие зажиточные горожане тоже не остались в стороне: кто пожертвовал деньги, кто подарил иконы. Но, увы, и этому зданию судьба уготовала недолгую жизнь. В 20-е гг. его вместе с некоторыми другими храмами Сум разрушили. Говорят, от храма остались фундамент и подвальные помещения.

ЦУМ на останках Покровской и Введенской


Там, где расположились находится ЦУМ, "Пассаж" и сквер, до революции находился самый большой храм Сум — Покрова Пресвятой Богородицы. Площадь рядом с храмом соответственно называлась Покровской. И была она "военной", т.к. имела сперва статус храма Сумского слободского казачьего полка, а с 1765 года — Сумского гусарского полка. С начала XIX в. и до 1917 г. Покровская церковь пребывала в статусе гарнизонной.

Две первых деревянных постройки Покровской церкви долго не простояли — одна сменила другую в 1732 г. Строилась она в основном на «иждивения» архимандрита Святогорского монастыря Феофана Федоровского, который сперва был священником и протоиереем этой церкви. При Покровском храме были школа и госпиталь (богадельня).

Каменный же храм был заложен в 1783 г., а освящен в 1790 г. Потом рядом возникла колокольня с "теплым" придельным (т.е. находящимся в одной ограде) храмом Введения Пресвятой Богородицы (1821 г.), или Введенским. Для него использовали стройматериалы, разобранного Архангельского храма Пантелеимоновского монастыря на ул. Роменской. На строительство и украшение Покровской церкви богатые сумчане жертвовали крупные по тем временам суммы — по 2-4 тыс. рублей. В общем, получился целый храмовый комплекс, ставший архитектурным центром этой части города.

Рассказывают, что в 20-е гг. в здании "Покровки" был устроен крематорий. А разрушили церковь вместе с Введенской в 1930 г. На разборку останков руин гоняли местных студентов, а церковными книгами якобы топили помещения общежития тогдашнего сельхозтехникума, располагавшегося в здании рядом в ЦУМом.

Иконостас Покровской церкви временно находится на попечении сумской казачьей организации.

ДК на руинах Богородичной


Храм Рождества Богородицы, на месте которого теперь стоит Дворец культуры СНПО им.Фрунзе, считался самым большим и богатым храмом Сум. Первая, деревянная, постройка возникла в те же годы, что и Воскресенская церковь т.е. в первые годы существования Сум. Ее попечителем был сын первого градоначальника Сум Андрей Кондратьев. В 1681 г. деревянная церковь, находившаяся на посаде (за пределами городской стены), начала принимать людей. При ней же была открыта школа. А строительство каменного здания началось в 1808 г. по инициативе тогдашнего священника Дмитрия Ольховского.

Но начать строительство — одно дело, а довести до конца — другое. Надо отдать должное тогдашнему церковному старосте Федору Ишунину, приложившему "старания к окончанию". За три года он собрал на строительство более четырех тысяч рублей — немалые деньги по тем временам. Закончен новый храм был в 1915 г. При Федоре Ишунине и его сыне Алексее, сменившем отца на должности церковного старосты, храм процветал. А приход храма в начале XX в. был одним из самых больших в городе — 1772 чел. мужского пола и 1795 чел. — женского, уступая по величине только приходу Пророко-Ильинской церкви на Засумке. Кстати, внешний облик Богородицкого храма во всех деталях до нас не дошел — на старых снимках Холодной горы виден только его силуэт.

В 1930-х гг. храм Рождества Богородицы попал под снос. Рассказывают, что взорвать его удалось только со второй попытки — здание было построено на совесть. Стены и купола храма больше не украшали Холодную гору, но его подвалы просуществовали еще несколько десятков лет — их ликвидировали только после Великой Отечественной. А когда на месте церкви построили Дворец культуры, в его стене образовалась трещина. Верующие увидели в этом знак и стали обходить новое здание стороной. Посторили ДК к 1953 г. руками заключенных, которые трудились за высоким дощатым забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками по углам.

В настоящее время рядом с ДК возведена часовня — в честь Рождества Богородицы, которую в 2005 г. освятил тогдашний архиепископ Сумской и Ахтырский Марк.

Мнения


Мы спросили у сумчан, что они думают по поводу идеи восстановления разрушенных храмов, которая уже не раз поднималась общественными деятелями города. Вот что они думают.

Тамила Николаевна, медсестра:

- Я считаю, что эти храмы нужно восстановить, поскольку религия стала доступной людям. На религиозные праздники храмы заполнены. Больше будет храмов – значит, людям будет более доступно слово Божие. И это все-таки наша историческая ценность.

Александр, банковский работник:

- Как обычный гражданин, я не против. Но вопрос, как считает церковная общественность. Если им не хватает помещений – почему бы нет? Как памятник – возможно. Но где они будут находиться? Универмаг сносить? Тогда, может быть, сделать копии в других местах?

Павел Иванович, работник ЖКХ:

- Я считаю, что действующие храмы нужно поддерживать, а прежние восстанавливать не надо – нет денег. К тому же тогда придется перестраивать целые районы. А храмов в городе у нас сейчас достаточно.

По теме: Крематорий в церкви


Как рассказал историк Владимир Кузьменко, в 20-х годах прошлого века в Покровской церкви был организован крематорий. Причем не просто крематорий, а музей-крематорий, куда водили на экскурсии советскую молодежь:

— В начале 90-х, когда возродился интерес историков к церквам, известный сумской краевед Геннадий Петров разыскал старожила нашего города Татьяну Кивш, которая была на экскурсии в этом музее-крематории. Из ее воспоминаний: «Нам показывали, как на вагонетку погружали труп человека и отправляли в печь. Металлическая дверь этой печи закрывалась, и за всем этим процессом сожжения мы наблюдали через специальные застекленные окошки в этой двери. Ужасное зрелище. Под действием огня труп начинал корчиться, как будто живой: стягивало сухожилия. Потом работники крематория стали перерезать трупам сухожилия. Просуществовал крематорий недолго. После весеннего паводка 1929 года церковь вместе с крематорием была разрушена».
Владимир Сурков, газета "Данкор"
Чебураха

То что разрушили храмы-ужасно, но НОВОДЕЛ, такая же мерзость,да и что сейчас не на что тратить деньги? Сумка превратилась в клоаку, дороги и тротуары-ниже плинтуса( кстати мэр много говорит об отремонтированных дорогах- где они? из года в год ремонтируются и латаются центральные улицы- Харьковская, Ильинская, Соборная, Петропавловская), город- сплошная помойка достаточно выйти из служебной машины и пройти по сумским улицам. Хотя бы единожды в году десителетиями неубиравшиеся улицы почистили бы машиной! После хорошего дождя, перейти сумские улицы невозможно,может стоит вспомнить, что когда-то была ливневая канализация!

lorienna

город- сплошная помойка достаточно выйти из служебной машины...
а ты думал, почему он до сих пор говорит, что в городе все хорошо, все ремонтируется? да он нихрена не видит и видеть не хочет.

vetka

Да, логично: зачем тратить деньги на восстановление Храмов, когда город - "сплошная помойка". В принципе согласна. Тока когда в серцце есть вера, хотябы с сотую часть знаменитого горчичного зерна, то узнав, что на месте, к примеру, ДК фрунзЕ был Храм Рождества Богородицы - жутко становиться смотреть, что на том-же месте выплясывают полуголые танцоры или бухают малолетки на сейшенах. С другой стороны логично, что не будем же теперь сносить ЦУМ, ДК и что там еще...

Главная тюрьма - в голове.
Если еврей покупает, а русский продается - то кто виноват?

Нужно просто расставить приоритеты в голове. И мне кажеться в данном вопросе все взаимосвязано на уровне морали (что-ли...). В том смысле, что если-бы была Вера, то и был бы интерес к потребностям города: как к духовным, так и к насущным. А т.к. у нас в головах не все в порядке, так что ж тогда вокруг будет... Как говориться, чисто там, где не сорят!
Если бы народ действительно сильно веровал (и руководство я тоже к народу отношу щас), то я думаю расстановка приоритетов бы

view counter
view counter

Статистика

Всего тем на форумах 170096
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 64997
Последний зарегистрированный пользователь prometej

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.