Наше русскоязычное все

Андрей Курков — самый известный за пределами Украины украинский русскоязычный писатель — выступал 2 декабря в Сумах

На сцене Сумского ТЮЗа г-н Курков выступал вместе с сумским писателем Евгением Положием.

Перед началом творческого вечера авторы провели автограф-сессию, на которой все желающие могли купить их книги, подписанные автором. В своем выступлении г-н Курков больше рассказывал о смешных и поучительных историях из своей жизни, а также представлял свои книги, которые (парадокс!) больше известны за рубежом, чем в Украине. На сегодняшний день Курков — единственный автор из СНГ, произведения которого попали в первую десятку европейских бестселлеров. Но одной литературой г-н Курков не ограничивается. Мы выбрали его мнение по самым разным вопросам.

Про Украину:

— Сейчас Украина похожа на мать-одиночку. Ее все хотят, но жениться не собираются. Еще 20 лет назад ситуация выглядела иначе: Россия выступала в роли главы семейства с 14-ю женами, среди которых Украина была любимой.

Про деньги:

— При всем том, что у нас не такая уж и роскошная жизнь, на мою семью из пяти человек нужно где-то 1000-1200 долларов. Это еда, оплата услуг, в том числе коммунальных, детские расходы: покупка школьных товаров, другие траты, связанные с учебой детей (плавание, школа искусств, няня). Сюда же входят всякие необходимые семейные поездки, бензин для машины.

Про кредиты:

— Я вообще враг жизни в долг и в кредит. Мне, слава Богу, всегда удавалось накопить — даже на такие солидные покупки, как квартира. Коплю я под проценты на депозитах в трех банках, в разной валюте: в евро, долларах и гривнях. И вот сейчас собираюсь покупать акции, то есть инвестиционный пакет в инвестиционном фонде.

Про романы:

— Мое главное правило: роман не должен быть похожим на непроходимый лес, в котором, по замыслу автора, читатель должен заблудиться и погибнуть. Второе правило: люби своих героев, даже если они этого не заслуживают. Читатель, замечающий безразличие автора к своим персонажам, сам становится безразличным и к этому автору, и к его романам. Ну и главное: надо рассказывать историю, а не пытаться объяснить собственные идеи. Тем более что в хорошей истории всегда найдется место для интересных идей.

Про историю своего успеха:

— Начиная с 1980 года я писал романы, по окончании каждого готовил пакет с аннотацией, автобиографией и несколькими главами из текста и рассылал по адресам зарубежных издательств. К 1997 году у меня накопилось около 500 отказов. При этом далеко не все издательства вообще отвечали. В 1997 я окончил роман «Пикник на льду» и отправил несколько десятков писем с описанием романа и двумя главами в пробном английском переводе. Три издательства захотели прочитать русский вариант. К тому времени книга уже вышла, и я ее отправил почтой в три издательства: в Швецию, Австрию и Швейцарию. Через две недели швейцарское издательство «Диогенес» прислало мне факсом контракт. Год спустя «Диогенес» купил у меня мировые права на все, что я написал, за исключением изданий на русском и украинском языках. С тех пор они издают каждый год мою новую книгу в переводе на немецкий и успешно продают права на книги другим зарубежным издательствам. На сегодняшний день в переводе на немецкий вышло шесть книг и уже подготовлены две следующие.

Про учителей:

— У Хармса, а может, и у Платонова тоже я учился парадоксальному восприятию мира: в обычной картинке сделать акцент не на том, что очевидно, а на том, что лежит где-то сбоку и почти незаметно.

Про заманчивые предложения:

— Перед парламентскими выборами 2007 года по Киеву ходили уважаемые люди и предлагали писателям написать роман с сюжетом, связанным с покушением на Юлию Тимошенко. И если вы полистаете библиографию того времени, то найдете три романа с одинаковым сюжетом. Я отказался, но, когда со мной разговаривали, мне предлагали 15 тысяч долларов.

Про секреты мастерства:

— Если книга не пишется, а она может не писаться по разным причинам, то я тоже не мучаюсь — пишу другой роман или путешествую.

Про искусство:

— Я не воспринимаю литературу как спорт и вообще искусство — как спорт. Те, кто берет кувалду, соревнуются, кто сильней ударит. Мне намного интереснее за ними следить, чем самому участвовать в этом соревновании.

Про мудрость:

— С появлением массмедиа и телевидения мудрость потеряла свое значение. Последняя агония мудрости — это был, мне кажется, интерес читателей к книжкам с афоризмами и цитатами умных людей. Этот интерес давно исчез. Сейчас даже в энциклопедии не заглядывают. На все, на любой вопрос — философский, не философский — будет ответ в любом ток-шоу на телевидении. Люди все теперь берут из ток-шоу. Они понимают, что ничего не могут в этом мире. Государству выгодно, когда народ пассивный и этот народ просто ждет блага и добра. Церкви это хорошо, потому что церковь единственная гарантирует, что Бог за всем присмотрит. И поэтому любой человек, который будет пытаться стать мудрым (если он не священник и не обладает лицензией на мудрость), будет либо еретиком, либо изгнанником, либо юродивым. Самое страшное будет, если он захочет пойти в политику — его просто затопчут.

Про неприятности в России:

— Со мной работало крупное российское издательство «АСТ». Однако после романа «Последняя любовь президента», где был персонаж Владимир Путин, перестало не только издавать, но и продавать то, что у них было на складах. А на одной публичной встрече назвали меня «украинским националистом, который пишет на русском языке». После этого на 18 месяцев мои книги убрали из всех магазинов. Но с 2006 года меня начала издавать питерская «Амфора» и снова стали приглашать на авторские встречи в Москву, Петербург, Сибирь, Красноярск. Сейчас я стал президентом жюри Французской премии за лучший перевод с русского языка и членом жюри Гоголевской премии в России.

Про разницу менталитетов:

— Когда выступаешь в Америке или Канаде, то большинство вопро-сов будут не по тексту книг, а по контексту страны, из которой приехал автор. В Германии будет больше вопросов почти физиологического характера.

Про книгу:

— Прежде всего я знакомлюсь с аннотацией, затем читаю страниц 20-30 и обязательно финал. Этого достаточно. А если произведение начинает интересно читаться с 50-й страницы, значит, автор не понимает, что он делает. Самое главное умение автора — вовремя остановиться, когда пишешь, и правильно начать. Потому что если первая страница не захватывает читателя, то вторая его уже не захватит никогда.

СФ

интересно сколько заплатил положий?

view counter
view counter

Статистика

Всего тем на форумах 170106
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 64997
Последний зарегистрированный пользователь prometej

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.