Зимнее ралли по-сумски

Небывалый ажиотаж вызвало зимнее ралли «Кубок Сумщины», проходившее 12 февраля на ипподроме в селе Патриотовке Лебединского района

Железный конь. Часть трассы ралли проходила по ипподрому.

Олег Демьяненко

Впервые за 7 лет Федерация автоспорта Сумщины организовала зимнее ралли.

К сожалению, в городе места для таких масштабных автогонок не нашлось, поэтому пришлось проводить их за 30 километров от Сум. Ни зима, ни значительное расстояние, ни даже платный вход (обычно на ипподром вход бесплатный, но то летом и не на ралли, а на дерби или выездку с конкуром) не отпугнули любителей автоспорта.

Столько зрителей Патриотовка еще не видела. Болельщики автоспорта заняли не только не слишком вместительную трибуну, но и растянулись вдоль линии старт-финиш почти на километр. Кроме того, знатоки и экстремалы устроились возле поворотов извилистой трассы, где видна работа пилота.

Как добирались

Для многих сумчан — любителей автоспорта — прежде всего стал вопрос: как добраться? Можно было рейсовым автобусом с автовокзала или заказанным организаторами ПАЗиком и ГАЗелькой. Но многие решили: проще и надежней добираться своим ходом, то есть на своих машинах. Честно говоря, это была не лучшая идея. Перед въездом на ипподром образовалась огромная пробка длиной почти в километр, так как с каждого авто брали плату за въезд, а это время на поиски сдачи и т.д.

О пробке упомянул даже губернатор, слегка опоздавший к официальной части. Он рассчитывал доехать за 15 минут, а пришлось потратить почти втрое больше.

Кроме того, в нескольких местах автомобили, пытавшиеся объехать пробку, застревали в сугробах. Их пробовали вытащить вручную, но практически во всех случаях нужна была помощь собратьев-автомобилистов. Обратная дорога для многих тоже превратилась в многокилометровую эпопею, тем более что к тому времени уже стемнело.

Официоз

Открывал ралли вездесущий председатель облгосадминистрации Юрий Чмырь. Он озвучил желание провести на Сумщине этап чемпионата Украины и пообещал всестороннюю поддержку со стороны власти. Не обошлось без традиционного поднятия государственного флага. Эту миссию поручили наставнику сумских автомобилистов, легендарному мастеру спорта СССР Анатолию Юхтенко.

Президент Федерации автоспорта Сумщины, он же один из участников, Вадим Лысый поблагодарил присутствующих за поддержку и выразил готовность способствовать проведению чемпионата Украины.

А вот ректор банковской академии Анатолий Епифанов, как всегда, был красноречив, вспомнив, что в субботу отмечается Всемирный день блинов, чем, вполне вероятно, навлек на организаторов последствия поговорки «Первый блин комом» (но об этом позже).

Я бы в штурманы пошел...

После официальной части губернатору предложили занять место штурмана в машине самого именитого участника соревнований — киевлянина Валерия Калинчука. Сделав прогревочный круг, Юрий Чмырь поделился впечатлениями о новом для него опыте:

— Вообще, просто завал! Впечатления словами передать невозможно. Дух захватывает так, что нельзя описать. Во-первых, прилипаешь к сиденью, полностью сливаясь с машиной, во-вторых, на всех поворотах кажется, что произойдет самое непоправимое, но пилот показал просто великолепное вождение. Честно говоря, даже не смотрел на спидометр — страшновато было.

По словам пилота «губернаторской» машины, это были еще цветочки: в гонке будут совсем другие скорости. «Я же понимал, кого везу», — резюмировал Валерий Калинчук.

Драйв и драйверы

В Патриотовку съехались экипажи почти со всей Украины: из Киева, Харькова, Запорожья...

Большинство было из Сум — практически все члены автоклуба. Но многие принимали участие в подобных соревнованиях впервые. Гости из других городов приезжали поодиночке и целыми командами, состоящими из нескольких экипажей. На фоне других выделялись две «субару» из Киева, одна из которых — Валерия Калинчука — была единственной на спортивных шипах. Многие машины были обычные серийные, некоторые уже с гоночным прошлым, с небольшими доработками кузова и двигателя.

В ралли участвовало 50 машин и 52 экипажа
Вообще, соревнования проходили в четырех категориях — в зависимости от объема двигателя авто и подготовленности к соревнованиям. Кроме уже упомянутых «субару», были «рено», «пежо», «форды», «шевроле» и т.д. и т.п., и даже «таврия».

В ралли участвовало несколько женщин. Среди них особенно выделялись три харьковчанки. Две составили чисто женский экипаж на 20-летнем «ситроэне». Пилот Зуля Биджанова и ее штурман Ирина Вильчинская работают инструкторами в Харьковской женской автошколе. Автоспортом занимаются второй год, участвовали практически во всех меро-приятиях в Харькове. Последнее выиграли на прошлой неделе. В прошлом году принимали участие в Открытом кубке «Субару», этапы которого проходили в Киеве, Львове, Чернигове и в Крыму. Девчонки еще только по-знают вкус побед, так что в Сумы приехали еще за одной порцией адреналина.

Третья — Арина Яровенко — пилот с годичным стажем. Училась вождению у Зули Биджановой. Ехала на личной машине — не новом «пежо». На сумском ралли они соревновались в различных классах. Кто победит — не важно, главное — хорошо провести время.

Также выделялась «волга» Сергея Соляника, на стекле которой были написаны не имена пилота и штурмана, а их псевдонимы (ники) на сайте украинского «ГАЗ-клуба».

Сергей (Sergant) в свое время занимался автогонками, мог стать профессионалом, но затем случился перерыв длиной в 30 лет в связи со службой в армии. Теперь он на пенсии и всего себя отдает Сумскому «ГАЗ-клубу». Он рассказал, что многие автолюбители, в том числе и любители «волг», помогали с организацией ралли — готовили трассу, помогали с афишами, билетами и т.п.

Вообще, в среде автолюбителей сложилось взаимопонимание, они друг для друга как семья. Если нужно, всегда придут на помощь, найдут необходимую деталь. Сергей назвал автолюбителей сплоченным братством (могу подтвердить: так оно и было). Если кому-то во время ралли нужна была помощь, ее тут же оказывали.

Особенность этой трассы: она частично проложена по кольцу ипподрома, дуга которого достаточно длинная, и водителям интересно почувствовать скорость машины в повороте. Обычно трассы такого уровня нарезаются в поле, с использованием рельефа местности. Тут же практически не было спусков и подъемов, так что трасса довольно безопасная как для гонщиков, так и для зрителей, которые стоят вдоль дороги.

Кто победил

Вряд ли имена иногородних призеров что-либо скажут сумчанам, поэтому перечислим только наших. В классе «У3» триумфаторами стали отец и сын Виталий и Сергей Козаченко на ВАЗ-2108. Кроме того, сумчане засветились в призерах: в классе «У1» вторыми стали Юрий Залозный и Сергей Корниенко на ВАЗ-2109; в классе «У2» семья Козаченко стала третьей; в классе «У3» второе время показали Сергей Соляник и Игорь Литвиненко на ГАЗ-31105; в классе «У4» вторыми были Вадим Лысый и Михаил Деменко на «Мицубиси ЕВО8», третьими — братья Александр и Алексей Валявские на «УАЗ-Патриот».

Блин комом

А теперь о казусах и неприятностях. Во-первых, организаторы слишком затянули начало. Пообещав, что ралли начнется в полдень, держали зрителей аж до 14 часов.

Стоимость входного билета на зимнее ралли «Кубок Сумщины» — 30 грн., а оргвзнос для участников — 150 грн.
Как оказалось, прежде чем стартовать, экипажам необходимо было пройти трассу на малой скорости, чтобы посмотреть все повороты, оценить, с какой скоростью в них можно входить.

Некоторые зрители сравнивали наше ралли с теми, которые не раз наблюдали по телевизору: там зрители стоят вплотную к трассе, прямо у ленточки. Здесь же их оттеснили от ленточки на 10-15 метров, и это почти на прямых участках! Походить по внешнему кольцу из-за снега было практически невозможно, во внутреннее кольцо никто не пускал, а простоять 4-5 часов на одном повороте, не видя остальных интересных участков трассы, — поверьте, скучно.

Фото
  • Гонками командовали маршалы, которые своими флагами оповещали о ситуации на трассе.
  • «УАЗ» занял третье место в своем классе.
  • За гонками с интересом наблюдали и взрослые, и дети.
  • В ралли приняли участие самые разнообразные автомобили.
  • Участник под №13 застрял на трассе.
Комментарии

Вадим Лысый, президент Федерации автоспорта Сумщины:
— Это было первое подобное мероприятие на Сумщине. Мы пытались зарекомендовать себя с лучшей стороны и показать, что можем принимать соревнования и проводить раллийные дисциплины. А дальше надеемся принять Кубок или чемпионат Украины.
Виктор, автолюбитель:
— Я считаю: очередной барьер активисты автоспорта преодолели! Все получилось, мелочи и недоразумения со временем — из-за недостатка опыта, финансов и сил — будут исправлены. Но на сегодняшний день это прогресс. И новые лица появились, и зрители смогли «живьём» увидеть гонки, и к «взрослому» автоспорту сделан немаленький шаг. Не дифирамбы — там еще работать и работать. А пока пожелаю всем причастным — успехов, желающим приобщиться — сил и возможностей, зрителям и спонсорам — интересного развития событий на трассах!
Валерий Калинчук, участник соревноваий:
— Честно говоря, приехали посмотреть, что же такое Сумы. Очень понравилась трасса — не очень сложная, но со своей изюминкой. Я понимал, что у меня преимущество перед другими участниками за счет профессионального автомобиля. Поэтому не форсировал гонку, хотя и выиграл.

Справка

Ралли — вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специальных автомобилях. Существует два основных вида ралли: по специальным трассам и дорогам общего пользования. С 60-х годов ХХв. гонки по специальным трассам стали профессиональным направлением спорта. Они проводятся на скоростных дорогах, закрытых для общего движения. Ралли по дорогам общего пользования появилось раньше и проводится на обычном шоссе, а упор делается не на скорость, а на точность расписания и навигации и надежность автомобиля в длинных и сложных заездах. Сегодня это обычно соревнования любительского разряда.

По тематике

В Сумах будет своя гоночная команда
25.04.2012 16:10

В Сумах будет своя гоночная команда

23 апреля Федерация автоспорта Сумщины презентовала свою команду «Sumy Racing Team», которая с этого года будет участвовать в чемпионатах Украины...

Железные кони на ипподроме
07.03.2012 15:29

Железные кони на ипподроме

Уже второй год подряд ипподром в Патриотовке принимает зимнее ралли... 1

Ледовое побоище под Сумами (видео)
13.02.2012 16:40

Ледовое побоище под Сумами (видео)

Впервые в Сумской области состоялись гонки по льду водоема... 40

Пробегом по бездорожью
03.08.2011 15:36

Пробегом по бездорожью

5-7 августа на севере Сумской области пройдет второй этап Кубка Украины по ралли-рейдам «Баха 1000»... 2

view counter
view counter
Новости партнеров
view counter
view counter
12
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
7
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
22
МСК «Сумчанка» - ХК «Колос» Борисполь, 6:0
МСК «Сумчанка» - ХК «Колос» Борисполь, 6:0
МСК «Сумчанка» - ХК «Колос» Борисполь, 6:0
МСК «Сумчанка» - ХК «Колос» Борисполь, 6:0
МСК «Сумчанка» - ХК «Колос» Борисполь, 6:0
МСК «Сумчанка» - ХК «Колос» Борисполь, 6:0
9
Зомби в Сумах
Зомби в Сумах
Зомби в Сумах
Зомби в Сумах
Зомби в Сумах
Зомби в Сумах
4
ПФК «Сумы» - ФК «Титан» 0:0
ПФК «Сумы» - ФК «Титан» 0:0
ПФК «Сумы» - ФК «Титан» 0:0
ПФК «Сумы» - ФК «Титан» 0:0
ПФК «Сумы» - ФК «Титан» 0:0

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.