Ирония судьбы Владимира Хорунжего

С 13 января проходят юбилейные вечера Народного артиста Украины, актера Сумского областного театра для детей и юношества Владимира Хорунжего

Владимир Хорунжий в постановке «Бульвар утраченных надежд»

Олег Демьяненко

Имя Владимира Хорунжего известно всей Украине. Сыграно более ста разноплановых ролей, получено множество наград и признание зрителей. Ко Дню независимости Украины актер получил звание «Народный артист Украины». В сентябре отпраздновал свое 60-летие, но тогда ТЮЗ был на реконструкции... И вот, наконец, долгожданная встреча со зрителем в обновленном ТЮЗе.

«Я будничный человек»

— Почему выбрали для юбилея именно эти спектакли?

— Я не выбирал. Меня и не спрашивали. Я бы с удовольствием сыграл в «Ну, публика!». Там у меня четыре роли. Актер — человек подневольный, что сказали, то и делаю. Я будничный человек, не люблю этих пышностей. Ну, народный, и что? 20% к зарплате добавили, на том спасибо. Приятно, но не более того. Ответственности больше. Главное, чтобы люди помнили.

— Раскроется Ваш секрет актерского мастерства?

— Я и сейчас до конца не понимаю, что такое актерское мастерство, постоянно продолжаю учиться, читаю специальную литературу. На сцене надо быть искренним человеком, чтобы разговаривать с людьми внутренне. В театре же главное не текст, а подтекст. Что ты имеешь в виду, сказав это. Можно вообще промолчать весь спектакль, как я это делаю в «Клетке», играя сторожа, и всем людям понятно, чем я занимаюсь и почему. Но просто так ничего не сделаешь — нужно пахать. То, что видит зритель, это всего лишь вершина айсберга. На сцене надо быть искренним. Наша основная профессия — разговор с людьми, через образ. А каждый человек ищет в спектакле или в роли что-то свое. Я только сейчас начинаю понимать, что такое театр, что такое быть актером, прожив на сцене почти 40 лет.

— Что для Вас ТЮЗ?

— Я здесь уже 34-й год — больше половины жизни. Можно сказать, это мой дом родной. Ведь бывали моменты, когда сутки здесь проводил. Уже три поколения сумчан помнят мою игру на сцене ТЮЗа. Без моего выхода в начале кукольных спектаклей малыши уже не представляют театр. Да и Сумы для меня уже родные — со мной полгорода здоровается. Сам я из Луганска, но судьба распорядилась, чтобы я жил тут.

— Как Вам обновленный театр?

— Я еще не смотрел ни одного спектакля, чтобы оценить акустику. А вся красота, она ведь не должна отвлекать зрителя от сцены. Актерам нужно играть так, чтобы не было времени смотреть на потолок. А вообще, конечно, спасибо, что заделали дыры, а то дуло из всех щелей. Сейчас хоть батареи поменяли, стало тепло, а то в любую погоду было страшно холодно. А ведь здесь дети. Спасибо нашему директору, Виктору Игнатьевичу, что смог достучаться до властей. Не могу не отметить и губернатора, который пришел на первый фестиваль «Золотой чемодан». Тогда было стыдно, что все вокруг сыплется, а через полгода мы уже практически в новом театре.

Могу сказать: когда тут работали строители, они столкнулись с такими вопиющими вещами! Не дай Бог, могла бы быть трагедия. Тут все прогнило. Проверяли все несколько раз. Оказалось: все, что строили до революции, сделано капитально, а то, что восстанавливали после войны, делалось тяп-ляп.

В театр — случайно

— Как Вы пришли в театр?

— В принципе, случайно. Никто из моих родных не имел отношения к искусству, пока мой брат Иван, проработав несколько лет на заводе, не решил поступать в Московский театральный институт. Его туда не приняли из-за языка: все мы тогда говорили на страшном суржике. Вместо этого он закончил режиссерский факультет Московского государственного библиотечного института (тогда все институты культуры так назывались). Он вернулся домой и с тех пор почти до последнего времени работал на Луганском областном телевидении. Был и режиссером, и главным режиссером, сейчас преподает в Луганской академии искусств.

Я никогда не участвовал в художественной самодеятельности, собирался поступать в военное училище на летчика, но не получилось. Тогда брат посоветовал мне режиссерский факультет культпросветучилища. Я отнекивался, но он меня убедил, пообещав подготовить. Так что с его легкой руки началась моя творческая жизнь.

Я подготовил три произведения, читал, но не понял, что я читал и как. Потому что все было деревянным, зажат был. Стоял как кол. Но как-то поступил. Проучился два года не понял, что это вообще такое. Не цепляло. В 70-м году призвали в армию, причем я сам пошел, так как моих соседей уже забрали, а меня все не призывали. Полтора года прослужил в Баку, вернулся, но в училище возвращаться не собирался. Но меня убедили закончить учебу. Мне повезло, что я попал к Евгении Юрьевне Раппопорт, талантливейшему преподавателю, которая заставила меня понять, что есть актерское мастерство и как к этому надо относиться.

После окончания училища в 73-м меня послали руководить народным коллективом, который уже существует 25 лет в райцентре Новоайдарске. А у меня никакой практики, я не знал, что делать. И тут, к счастью, два актера из Луганского театра кукол уехали поступать в новосозданный Воронежский институт искусств. Меня и Семена Немировского, который проработал тоже немало в Сумском ТЮЗе, взяли на их место.

Что такое кукла, что такое кукольный театр — для меня это был вообще темный лес. Ну, видел несколько спектаклей, не больше. Мало того, мы должны были за три дня ввестись в спектакль и ехать на гастроли по пионерским лагерям. Опять-таки повезло, что труппа оказалась достаточно дружная помогли, рассказали, показали. А представьте: 5-килограммовую куклу держать на вытянутой руке. Тем более что я ростом выше среднего кукловода, так что приходилось еще и пригибаться. Моя первая роль — Медведь в спектакле «Песенка не для всех». Затем пошли другие роли, через год дали первую категорию. Тогда я начал что-то соображать.

Сумской период

— А как Вы оказались в Сумах?

— До Сум был еще Харьков. После двух лет работы я решил поступать в Харьковский институт искусств им. Котляревского. Поехал прямо с гастролей в Белгородской области. Хотя уже все конкурсы прошли, оставался один экзамен, меня прослушали, я досдал все, что нужно, меня приняли на второй курс факультета актеров театра кукол. А сюда попал опять же случайно, в 78-м, здесь театр разваливался. Его организовали в 1975 году на базе харьковских выпускников. Но началась какая-то катавасия, их осталось всего четверо. Главный режиссер приехал, попросил помочь. Мы, восемь человек, приехали восстанавливать… Причем опять за несколько дней до гастролей, ввелись по-быстрому в спектакль и поехали в Москву.

— Тогда же Вы стали выходить на сцену уже без кукол?

— Через год к нам приехал новый режиссер — Олег Когут. Он задумал то, чего не было нигде в Советском Союзе: работающие утром актеры-кукольники вечером выходят как драматические. Потихоньку-полегоньку стало получаться, и в 1981 году нас утвердили как театр для детей и юношества.

— Сложно работать в двух ипостасях?

— Особой сложности я не испытывал. Просто тогда нам пришлось нарабатывать репертуар. Мы играли по три спектакля в день и оставались репетировать до часу ночи, ночевали в театре. После спектакля нужно было отдохнуть часа два, потом переключиться и играть другой. Сложнее, когда постановки на разных языках.

Кроме того, когда мы переехали в нынешнее здание в 1980 году, мы же сами делали ремонт. Не все выдерживали, особенно новенькие.

Сложнее всего было, конечно, в 90-х. Спектаклей было мало, денег не платили, приходилось подрабатывать, тем более что сын учился в педуниверситете на коммерческой основе. Работал и заправщиком, и дворником, и грузчиком — там, где давали деньги. Я этого никогда не стеснялся: я же не воровал! Многие удивлялись, что заслуженный артист на заправке. А что делать?! Приходилось сутки там, потом трое суток в театре почти безвылазно. Многие так работали, за то время из театра практически никто не ушел. С 2000-х стало вроде бы настраиваться. Тогда я еще работал в школе № 29, которая создавалась как школа искусств как раз под меня. Учил ребят быть не так актерами, как людьми. Еще работал во Дворце детей и юношества с театром «Дзвіночок». Учил детей, ставил им речь.

— Вы ведь еще и режиссер?

— Да, единственный мой спектакль — «Коза-дереза». Мы были на гастролях в Болгарии, где я увидел, как два актера делают спектакль с рюкзаком, который трансформируется в сцену, стол и т.д. Подумал: а почему бы нет? Долго пробовали, переписывали, поставили в 1996 году. Вот с тех пор идет уже 15 лет. Но больше ставить не хочу. Мог бы, но у нас нет сейчас таких цехов, как раньше, — бутафоры, инженеры и т.д.

«Пипл не схавает»

— Любимый спектакль?

— Не бывает такого. Все они любимые. Даже если роль не нравится, я должен найти в ней такое, что может мне понравиться, и сыграть так, чтобы ее полюбили зрители. Если я буду отвергать роль, зрители сразу это увидят. Тут человека нужно убедить в своей искренности. Это не попса, которую «пипл схавает» — сюда ходит другой пипл, который не схавает.

— Кого Вы мечтали сыграть?

— Честно говоря, нет, не мечтал. Я могу мечтать, но это все пустое, потому что, повторяю, актер — это человек подневольный. Если режиссер видит актера в роли, тогда да. А самому напрашиваться — не по мне. Кого дадут, того и сыграю. Дедушку, медведя… Я, например, 20 лет играл мачеху в «Золушке». Все менялись, а я один оставался мачехой. При этом на фестивале ТЮЗов Украины в 1985 году получил приз за лучшую женскую роль.

— А что скажете о роли Деда Мороза?

— Плохо играть не могу сил не хватает, надо очень много энергии. Не вытягиваю уже. В театре все новогодние праздники играл, конечно, но по садикам больше не хожу. Ничего нового не придумаешь. Я никогда в жизни не работал Дедом Морозом по сценарию. Обычно приходил, а у них в сценарии: «Выход Деда Мороза». Выкручивайся сам.

— Что скажете о современном театре?

— То, что я вижу сейчас, это театр антрепризы. Люди ездят по городам и весям и зарабатывают деньги на именах. Играют кое-как, но выезжают за счет именно имен. Только одних я уважаю — это театр Бенюка и Хостикоева. На их постановки ходил с удовольствием.

— А что скажете об осовременивании классики?

— Не признаю. Может быть, я консерватор. Делают пускай делают. Но мне это не интересно. Хотя приходится играть. Я, например, до сих пор не знаю, почему в «Шельменко-денщике» я играю с одним рукавом. Мне никто не объяснил. Поэтому мне в этом спектакле выходить не совсем удобно, хотя я пытаюсь это делать. Людям нравится — я делаю.

— А как Вам молодое поколение? Есть перспективы?

— Туманные. Сейчас актерская школа слабая. Те, кто приходит в театр из института или училища с красными дипломами, ничего не могут показать. Нужна практика. Ведь самая учеба здесь — в театре, на сцене. Я когда учился, то меньше всего ходил на общественные дисциплины, а все время пропадал в театре. Нужно ходить на репетиции, на спектакли, учиться у тех, кто умеет. Вот сейчас собираются открывать театр в Шостке. А кто там будет играть? Местные? Справятся ли? Нужно в нашем Училище им. Бортнянского открывать актерский факультет, да так, чтобы преподавали в нем не теоретики, а практики, те, кто сейчас на сцене.

Кроме того, сейчас в Украине не осталось драматургов, которые пишут для детей. Нужны режиссеры, но они сюда не едут: им нужно платить, а откуда деньги?

— Кроме театра, Вы еще снимались для клипа группы «ЕТСЕТЕРА»...

— Да, пришли ребята, попросили — я снялся. Когда посмотрел, честно сказал им, что они сделали неправильно. Мы поговорили, я рассказал, как это я вижу. Не знаю, прислушались ли.

— Еще где-нибудь снимались?

— В прошлом году ко Дню пограничника ребята на «Академ ТВ» снимали небольшой фильм-хохму, пригласили туда. Сниматься понравилось, а как получился — нет. Мне вообще не нравится, как я получаюсь. Еще в детстве, не будучи актером, снимали нас, пацанов, для фильма «Почтовый роман». Но в фильм наша сцена не попала. Да я не очень-то и стремился.

— Вас как-то прослушивал Андрей Миронов?

— Да, было такое. Он приезжал в Харьков, когда я еще учился. Просил приехать к нему в Театр сатиры прослушаться, но я испугался. Может, и правильно сделал, потому что, во-первых, речь украинская, как бы там ни было. Сидел бы я там на задворках по сегодняшний день. Ну, десять лет можно было бы прожить на «Кушать подано». Да не люблю я, когда просматривают. Я и сам, когда к нам приходят новые актеры, стараюсь уйти, чтобы не смущать людей. Тем более что считаю: нужно просматривать актеров, когда они играют целый спектакль, а не готовят сценку.

— Куда Вас еще приглашали?

— В Харьков, Одессу, Луганск, Киев. Но мне здесь нравилось и нравится. Надеюсь, будет еще лучше.

Пресс-досье

Владимир Хорунжий родился 6 сентября 1951 года в пос. Вергунка (Луганск). С 1978 года работает в Сумском областном театре для детей и юношества. В 1983 году получил звание «Заслуженный артист УССР», в 2011 году — «Народный артист Украины».

Комментарии

Гость

Классный мужик

Гостья

И актер тоже классный

СФ

молодец!

Гость

По-моему, уже выдохся Хорунжий, жаль...

Гость

Smile

Гость

Не место красит человека, а человек - место. Владимир, Вы достойное украшение ТЮЗа! Очевидно, что все Ваши роли сыграны с большой к ним любовью и 100% отдачей! Спасибо Вам большое за Ваш талант и трудолюбие! 60 лет - это большой жизненный опыт! Но и, конечно же, зрелый возраст для нашего соотечественника. Берегите себя, берегите здоровье, больше отдыхайте!  Мы хотим еще долго видеть Вас на сцене! Удачных ролей и талантливых учеников! С юбилеем!

Гостья

Отлично сказано

Любов Ник

 :OСегодня проходя мимо ТЮЗа решила узнать в какую цену билеты на спектакль Московского независимого театра "За двумя зайцами". Кассира на месте не оказалось, и я решила получить информацию со служебного входа. В дверях столкнулась с Хорунжим. Не в деньгах дело за билеты, но Владимир, спасибо!!!, просветил - кто АКТЕР, а кто - актеришко. СПАСИБО!!!

По тематике

У Сумах вперше поставили виставу за сторічною п’єсою Бертольта Брехта
26.02.2024 17:32

У Сумах вперше поставили виставу за сторічною п’єсою Бертольта Брехта

Сумський Національний академічний театр драми та музичної комедії ім. М.С. Щепкіна представив глядачам виставу «Людина є людина» за п’єсою Бертольта...

Як у Сумах відроджується вдруге театр-переселенець із Луганщини
21.12.2023 14:55

Як у Сумах відроджується вдруге театр-переселенець із Луганщини

Луганський обласний український музично-драматичний театр – двічі переселенець. Уперше закладові та його співробітникам довелося тікати від війни 2014 року. Тоді,...

Маленьких сумчан запрошують на новорічні вистави
14.12.2023 11:07

Маленьких сумчан запрошують на новорічні вистави

Сумські театри підготували для маленьких сумчан казкові вистави, які будуть показувати майже протягом місяця....

Визнана критиками вистава «Пер Гюнт» від Сумського театру стане доступною онлайн
20.11.2023 16:38

Визнана критиками вистава «Пер Гюнт» від Сумського театру стане доступною онлайн

Визнана критиками вистава «Пер Гюнт» від Сумського національного театру ім. М.С. Щепкіна з 21 листопада стає доступною онлайн на платформі...

У Сумському ТЮГу — прем’єра комедії, як психотерапевтичної розрядки
23.10.2023 14:27

У Сумському ТЮГу — прем’єра комедії, як психотерапевтичної розрядки

Два дні поспіль в Сумському обласному академічному театрі для дітей та юнацтва лунав сміх. Колектив театру презентував глядачам...

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.