Бизнес по-сумски, или История одного арендатора универмага «Киев»

Бизнесом заниматься в Украине сложно. Об этом говорилось неоднократно. Кому-то мешает коррупция, кому-то непомерные налоги, а кто-то становится жертвой самодурства уже на местном уровне. И, казалось бы, бизнес, который мог приносить деньги в казну, давать рабочие места, обеспечивать семьи – становится бессмысленным с финансовой точки зрения, а то и убыточным.

О том, как бизнес, который имел все предпосылки быть успешным для конкретного лица, был задавлен благодаря закулисным играм руководства универмага Киев, поведал предприниматель Игорь Клищенко.

Многообещающее знакомство

Я частный предприниматель. Занимаюсь торговлей парфюмерией. Работаю по франчайзингу под известной  торговой маркой и имею красивое и оригинальное торговое оборудование и товар, зарекомендовавший себя по всей Украине.

Год с лишним назад в ТЦ Киев проводился ремонт первого этажа, и я решил узнать, не сдаются ли места в аренду. В администрации меня приветливо встретили - места сдавались. Директор торгового центра отвела меня в отдел аренды, где я написал заявление на аренду площади и попросила предоставить визуализацию торгового оборудования, рассказав как им уже надоели “те гробы”,  имея в виду старые торговые точки и  пообещала перезвонить после рассмотрения обращения.

Недели ожидания

Прошла неделя, но никто не перезвонил. Наверно занятые люди, подумал я и решил зайти еще раз. Зашел. Получил ответ, что они еще думают и обещание от директора, что мне перезвонят. Прошла еще неделя, но звонка не было. Я снова зашел. Меня попросили еще раз сбросить визуализацию,  потому что на первой им было что-то не понятно. И снова -  твердое обещание,что мне перезвонят. Прошла еще неделя. Никто традиционно не перезвонил. Я снова зашел. Директора не было на месте. Отдел аренды ничего о результатах не знает. Это уже вызывало недоумение.

Неделя шла за неделей. В торговый зал уже начали заезжать арендаторы, а мне ответ так и не приходил. Здесь нужно понимать, что в той локации уже была точка парфюмерии другого производителя. Видя там перспективу своего бизнеса, и поняв, что просто так в универмаг не попасть, будь у тебя хоть трижды красивое оборудование. Стать арендатором там вы можете всегда: свободных мест там много, но вам предложат место “в конце коридора”, “за углом” и т.д. в общем, те места, которые и даром не нужны.

Но я решил добиваться своего до конца - уже ради принципа. Через день ходил в универмаг, но  принять меня  не было времени. Бывало даже, встречал директора на лестничной площадке. Когда ей некуда было деться, она говорила: «мы думаем, кем вас дополнить», имея в виду свободное место при стене, коего было еще вдоволь и, конечно, твердое обещание перезвонить.

Ни разу за все время мне не сказали “нет”. Я снова ждал и, как и раньше, не было ответа. Снова шел. Ждал. И так по кругу два месяца. За это время никто из администрации ТЦ Киев не вышел со мной на связь - ни менеджеры, ни начальник отдела аренды, ни директор. Это со мной - с человеком, который просто несет им деньги. Почему так происходило,  я еще не понимал.

Почти свершилось

Но видимо я их уже просто достал. Отмахиваться от меня у не было уже никаких аргументов, т.к. мое оборудование на голову превосходило те “коробки”, что стояли на тот момент в универмаге. А “тянуть резину” в надежде, что я сам плюну на это мутное болото, было уже некуда.

   Мне ответили добром, сказав, что выделят место, которое я просил - которое просматривается с «Экомаркета» и должно быть наиболее презентабельным. Я позвонил в Харьков своим партнерам и заказал выезд менеджера по франчайзингу в Сумы с целью выбора наиболее подходящего формата оборудования, которое делается в Одессе, снятия замеров и т.д. (фирма серьезная, работает по всей территории Украины и перед открытием представитель обязательно выезжает на место).

Неприятный сюрприз

В намеченный день мы с менеджером по франчайзингу заходим в универмаг и... у меня отвисает челюсть. Мои конкуренты, улыбаясь, устанавливают витрины на мое место! Я за годы своей деятельности встречал разное, но вот такого еще не было. Сказать, что я был в шоке - ничего не сказать. Это удивило и менеджера, который к слову, и сам был предпринимателем, а сейчас занимается развитием сети по всей стране и соответственно “видал виды”, но такого беспредела,  как в Сумах,  не видел.

В тот вечер мне вызывали скорую - впервые в жизни поднялось давление. Почему администрация ТЦ решила отдать обещанное мне место моим конкурентам под  их второй отдел, остается только догадываться. Спустя два месяца все вернулось к исходной точке.

По второму кругу

Я снова ходил и добивался. В скором времени, когда я был в командировке, мне позвонила директор ТЦ и сообщила, что мне нужно приехать в универмаг. На уточняющий вопрос ответила, что ей не нравится оборудование, которое установили конкуренты и “мы хотим вас на это место”. Я бросаю все, лечу в Сумы. Через три часа я на месте  и... меня посылают с инженерами перемерять какое-то другое место. На вопрос “что это было” ответ: «мы оставляем их”. Порешали оперативно…

Свершилось

В общем, так набрали всех арендаторов, и остался только кусочек 1.3 метра. То ли сжалились, то ли никто не хотел брать и его отдали мне.

Дела пошли неплохо, отношения с администрацией нормализовались и через полгода я взял еще одно место уже на втором этаже. Там тоже начал понемногу раскручиваться. Директору даже нравилось мое оборудование. Заслужил даже такой похвалы как “вы украшение универмага” в присутствии начальника отдела аренды!

Ветер перемен

Но универмаг затеял ремонт. То, что стену (перегородку), у которой я стою на втором этаже, будут сегодня сносить, а мне нужно куда-то переезжать, я узнал случайно, встретив в коридоре директора и обратившись к ней по другому вопросу!

Звучало это так:

- Мы сегодня будем сносить “вашу” стену. Вы уже собрались?

У меня квадратные глаза.

- Я не знал!

- Поздравляю!

Не владею информацией, кто конкретно должен предупреждать арендаторов о таких вещах заранее, обсудить планы, предложить новое место, куда можно переехать. Но я точно знаю, что этим там никто не занимается. Говорить, что люди, которые вкладывают большие деньги и платят за аренду имеют право узнавать не днем, что их место “сносят” вечером, а заранее - излишне.

По третьему кругу

Так с переездами я простоял на втором этаже до зимы - до большой реконструкции. Точку со сменой места (а первое было очень удачным) держать стало не выгодно. Но я, полагая, что если стою и вношу плату, мне - как действующему арендатору,  в числе первых предложат аренду (так год назад мне объясняли, почему мне не находится места, а моим конкурентам дают место под вторую точку) и продолжал “держать место”.

О, как же я жестоко ошибался. Зайдя по очередному вопросу в отдел аренды, я узнал от менеджера, что на втором этаже уже распределяют места под аренду после окончания реконструкции. В свою очередь, я серьезным тоном спросил, почему меня не предупредили, но менеджер там ничего не решает. На вопрос отреагировала занятая разговором с другим арендатором, начальник отдела:

- Мы сами выбираем, кто там будет стоять.

- Но я же плачу аренду, как так?

- Я занята!

Моему возмущению не было предела.

- Вы же сами говорили, что предлагаете место, прежде всего действующим арендаторам.

- Выйдите! Закройте дверь!

И это уже, переходя на крик. В общем, тогда у нас был тяжелый разговор. Я таки написал заявление на аренду “во входной группе” где и стоял, но понятно, что ничего не получил. Точка простояла всего пять месяцев. Деньги были выброшены в никуда.

Но самое интересное было впереди. В канун Нового года снова позвонила начальник отдела аренды и попросила зайти. В спокойном тоне , опираясь головой на руку,она сообщила, что мою точку уже на первом этаже тоже будут убирать. Я “офигел” от новости и от ее подачи. Оказывается на мое место “положил глаз” другой арендатор со второго этажа.

Разговор вкратце:

 - Почему на мое место, а не на место конкурентов?

 - Они должны быть у входа.

 - Ок. Если вы можете убрать меня, значит, можете убрать и вторую точку конкурентов.

- Мы их убирать не будем.

- Но у них две точки, а я просто съеду, а так у них останется одна точка и у меня одна.

- Была бы моя воля, вы бы вообще нигде не стояли. Мы их трогать не будем.

Я крайне возмутился и сказал, что никуда не уйду.

- (спокойным тоном) Тогда мы вам сделаем доп. соглашение на 3000 грн за метр - сами уйдете!

Вот так! И то, что у меня на руках действующий договор аренды - до лампочки. И тут выяснился любопытный нюанс. Обращаюсь к малым арендаторам - загляните в свои договора и вы удивитесь: в договорах аренды, по крайней мере в моем, ТЦ Киев на странице планограммы этажа не отмечает размещение конкретно вашей площади. На самом деле вы находитесь где-то на этаже, но конкретное местоположение не указано. Предполагаю, это делается для того, чтобы людей можно было без проблем свободно передвигать. Другое место они конечно предлагают, ведь  пустых площадей в универмаге много - “в конце коридора”, “за углом” и т.д.

Поэтому, дорогие мои, будущие арендаторы (нынешним уже не поможешь)), требуйте, чтобы ваше место было отмечено в договоре на планограмме этажа. И не ручкой (я знаю, о чем говорю), а распечатано с соответствующими пометками. Ну, а если на ваше место положил глаз кто - то более денежный - даже это вам не поможет.  Действует схема “А мы вам доп. соглашение на... и сами уйдете”.

Мы ни о чем не договорились. Я ушел с твердым намерением стоять там до конца. Может начальник отдела аренды поняла, что это вообще был перегиб. Может, проснулась совесть, что вряд ли для человека проработавшего в универмаге с самого открытия, при всех директорах и за десятилетия обросшего связями по типу ”у нас есть старые арендаторы”, но в понедельник она мне сама позвонила и предложила решить вопрос ”чтобы все были довольны”. Мы договорились, что те арендаторы становятся на мое место, а я переезжаю напротив - под эскалатор. Место совершенно неподходящее для торгового оборудования, но компромисс нужно было находить. Я выдохнул с облегчением. Но, как оказалось,  рано.

И снова перемены

Через две недели меня пригласила уже директор ТЦ Киев. Разговор был следующий: в начале месяца в ТЦ должна была пройти пожарная проверка и мне нужно было на время забрать свое оборудование. Договорились, что мне позвонят. Я в свою очередь даже предложил сделать новое оборудование, чтобы оно гармонично вписывалось в скос под эскалатором. На том и разошлись. Нужно сказать, что я уже тогда понял куда меня “сплавили”, но имея личное обещание директора, в принципе был спокоен.

Прошло три недели. Никто не позвонил, как обычно. Поэтому решил наведаться сам. Захожу  в торговый зал. И как вы думаете, что я там увидел? Да. Витрину конкурентов на своем месте! Третью в радиусе двух метров одна от другой! Все три с духами!

Разговор напоследок

Я снова поднялся в администрацию... Но это уже было не как в прошлые сто раз. Я четко знал, что это будет наш последний разговор. И представлял его спокойным и очень коротким. Больше терпеть это не было возможности. Но прежде я хотел проверить меру цинизма директора.

Зайдя в кабинет, я спросил:

- Когда мне можно заезжать?

- Не сейчас.

- Но там уже стоят люди.

- Да, стоят.  (невозмутимо ответила она)

Я не ошибся. Дальше  я только хотел сказать ей три слова. Ноона категорически не хотела вообще ничего от меня слышать, кричала, не давая сказать ни слова. Бухгалтер положил мне руки на грудь и начал выталкивать меня с кабинета. А я только повторял одну фразу: ”три слова... три слова...”. Но она на отрез не хотела слышать их, набирала охрану и кричала: «Парфюмера не пускать. Парфюмера не пускать».

«Три слова и я больше сам сюда никогда не зайду», -  повторял я. Но за это я совсем не обижаюсь. Здесь я ее понимаю. Видно было, что она понимала свой поступок и никак не хотела слышать прямой укор за него (в простонародье этот момент, когда тебе указывают на неприемлемость твоих действий,  немного по-другому называется), но я и не собирался ее корить. Просто потому,что там это совершенно бесполезно. Однако, она все-таки замолчала и я, через голову бухгалтера, проговорил: “Я дойду до Дашутина, если это не поможет, я пойду в газету, а если и там не получится, я стану с плакатом перед центральной лестницей, чтобы люди знали , что вы здесь делаете”.

Больше я не собирался ничего говорить, выяснять отношения или доказывать - развернулся и пошел. Но не успел дойти до выхода из приемной, как меня окликнула директор: “А ну-ка, подождите, сейчас мы поговорим!”

Сбежались все: начальник службы безопасности, юрист, менеджер по аренде, начальник отдела аренды. Бухгалтер тоже стоял на своем месте, как страж. Разговор был долгим и для меня неинтересным. Все, что хотел я уже сказал в тех “трех словах”. Несколько раз я порывался уходить, но меня не отпускали. Моя позиция была проста - меня нагло обманули и переливать “из пустого в порожнее” было уже бессмысленно. Я встал и вышел. Но снова, не успев выйти из приемной, меня окликнула директор. Дальше было то, что не ожидал даже я, привыкший, казалось бы уже к любой подлости в этом ТЦ.

“Вы помните, что у нас остался ваш гарантийный платеж в размере 5500 грн?”- спросила директор торгового центра.  “Да”,  – ответил я. “Мы можем отдавать его вам очень долго”

Шантаж, да еще в присутствии четырех человек, был для меня шоком. Как сейчас модно говорить “думали, что достали до дна, но тут снизу постучали”. Я ушел.

Вместо вывода

Если вы думаете, что вложив много денег в свое торговое место, вы имеете какие-то права там стоять - вы глубоко ошибаетесь. Всегда найдется способ вас убрать. Ошибаетесь, если думаете, что они по-человечески к вам отнесутся. Там звериные законы. А вы - временный способ заткнуть пустующее место до более выгодного предложения. И не нужно думать, что это нормально! В других ТЦ, одноэтажном магазине или просто “в палатке” на рынке есть моральная этика, но не в универмаге “Киев”.Кто-то дорожит имиджем  своего торгового центра, кто-то просто дорожит тем , что он человек, здесь же на любое поползновение в эту сторону вам ответят: ”а если кто-то придет и предложит больше чем вы - вам будет приятно если мы вас выгоним?”.

Не хеппи енд

Вот на этом и закончилась история одного арендатора в ТЦ “Киев”. Деньги до сих пор у них. А вложенные деньги попросту потеряны. Но я на сто процентов уверен, что есть и другие арендаторы, которые столкнулись с таким отношением и такими же проблемами. И у них тоже есть не менее интересные истории. Сам был свидетелем сцен выяснения отношений между арендаторами и администрацией в отделе аренды. Люди, пишите!

Игорь Клищенко

Редакция готова предоставить возможность администрации ТЦ "Киев" дать свой комментарий или изложить собственную точку зрения на сложившуюся ситуацию.

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.