Сумскому художественному музею - 95!

Сумчане по праву могут гордиться своим художественным музеем. Он является одним из самых старых и интересных в Украине.

Покровская площадь, 1. Экспозиция Художественного музея размещена в залах здания, построенного в конце XIX – начале XX в. сумским архитектором Г.Шольцем для Государственного банка.

К сожалению, не многие об этом знают, поскольку музею катастрофически не хватает выставочных площадей, и большинство экспонатов находится в хранилище.

Что, где, когда

Музей основан художником, педагогом, поэтом, искусствоведом, археологом и общественным деятелем, учеником Ильи Репина Никанором Харитоновичем Онацким (1875 - 1937). По имеющимся в музее документам, 1 марта 1920 года Н.Онацкого назначили заведующим секцией изобразительных искусств. В трудовой книжке Н.Онацкого отмечено, что он был директором музея с 1 марта 1920 года по 1932 год. Поэтому днем рождения Сумского художественного музея его работники считают именно 1 марта. 

Сейчас экспозиция музея размещена в залах двухэтажного здания, построенного в конце XIX – начале XX в. сумским архитектором Г. Шольцем, в котором до революции был Государственный банк.

Как рассказали в музее, поначалу часть предметов находилась в здании бывшего Общественного собрания на ул. Петропавловской (ныне здание филармонии) – тогда это был Дворец труда. В 20-е годы Сумской художественно-исторический музей располагался тоже в здании банка, но на ул.Соборной (напротив Спасо-Преображенского собора), где под экспозицию было выделено больше 20-и комнат. Экспонировалось около 60 процентов коллекции. Для сравнения: сейчас под экспозицию музей может отвести только восемь комнат и имеет возможность показать только 6 процентов фондов.

После войны, с 1946 по 1982 год, Сумской художественный музей существовал в одном здании с филармонией. В двухэтажный дом бывшего банка на Покровской площади музей переехал в начале 80-х. В то же время отдел прикладного искусства разместился в Воскресенской церкви, а собрание И.Кавалеридзе (более 80 скульптур, фото- и документальный архив) – в Троицком соборе. Но после возврата культовых сооружений Церкви, большая часть фондов попала в хранилища, став недоступной для сумчан.

Надо отметить, что собрание Н.Онацкого заложило основу коллекций двух сумских музеев – художественного и краеведческого. В связи с этим  среди сумских историков и краеведов возникла дискуссия. Появилась версия единой даты основания двух музеев с последующим разделением фондов. Но документы, хранящиеся в Госархиве Сумской области, говорят, что Краеведческий музей был основан намного позже - 15 марта 1939 года, после образования Сумской области. Ему было предоставлено временное помещение площадью 200 кв.м по адресу ул.Дзержинского,6 (костел). Впоследствии  Краеведческому музею была передана часть собранной Н.Онацким коллекции, касающаяся краеведения. В 1960-м году более 100 предметов из коллекции художественного музея стали экспонатами Дома-музея А.П.Чехова на Луке.

Онацкий возвращается в Сумы

До 90-х годов XX-го века говорить об «эсере», «националисте», «враге народа» Никаноре Онацком было небезопасно. Онацкого обвиняли в «националистической пропаганде музейными средствами», в связи с контрреволюционной организацией. Трижды арестовывали, годами вели допросы. В 1937 году Онацкого расстреляли, в 1956 году — реабилитировали, в 1994 году присвоили его имя художественному музею, который он фактически и основал. Он собрал значительную часть экспонатов - много редких произведений украинских, российских и зарубежных художников, мебель, старинные ковры, фарфоровые и фаянсовые изделия. Систематизировал коллекцию художественного стекла, предметы, найденные им во время археологических раскопок на Сумщине.

В Сумах Никанор Онацкий прожил 20 лет. В наш город его перевели после выставки в Харькове, где высоко отметили его методику обучения рисованию. Он преподавал в кадетском корпусе, институте социального воспитания, педагогическом техникуме, трудовой школе, на пехотных курсах, в художественной школе. Именно Онацкий в 1914 году организовал первую в нашем городе выставку, на которой было представлено около 200 работ, четвертая часть которых принадлежала кисти самого Онацкого. Большинство его работ сейчас хранится в Сумском музее. Его произведения также представлены в музейных частных коллекциях в Украине, США, Франции.

В 2011 году Сумской художественный музей стал обладателем документального архива своего основателя и первого директора. Бывший сумской нардеп Иван Сидельник приобрел у прямых потомков Н.Онацкого, живущих в Харькове, и передал музею два семейных фотоальбома (один из них с тиснеными инициалами), оригиналы документов, стихи. Архив насчитывает 358 документов (в том числе оригиналы, касающиеся репрессий). Сумма, заплаченная И.Сидельником за подарок музею, не разглашается — такова воля дарителя.

Теперь музей располагает уникальными фотографиями с изображением дома, где родился Н.Онацкий, его родителей; много фотографий, непосредственно связанных с его работой (в музеях на фоне произведений искусства, на этюдах и т.д.). Н.Онацкий сам много фотографировал, теперь его фотографии, многие из которых в этнографических мотивах, стали достоянием музея.

Чем богаты

Музейное собрание насчитывает около 15-и тысяч экспонатов. Среди которых образцы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Украины, России, Польши, изделия западноевропейских (итальянских, фламандских, голландских, французских) мастеров конца XVI — начала XX вв.

Украшением коллекции является украинская иконопись XVIII века, живопись В. Боровиковского, А. Кипренского, И. Айвазовского, натюрморты Е.Волошинова, офорты Т. Шевченко, графика К. Трутовского, Л. Жемчужникова, произведения В. Васильковского, П. Левченко, С. Светославского, Д. Пимоненко, талантливых земляков Н. Онацкого, Г. Нарбута, скульпторов И. Кавалеридзе, Н. Лысенко, семьи Кричевских.

Особое место в коллекции занимают парсуны (первые в украинском искусстве светские портреты) гетманов Ивана Скоропадского, Даниила Апостола и Максима Зализняка — конец XVII-начало XVIII вв. Авторы этих портретов неизвестны, потому что написанием парсун занимались иконописцы – а им не полагалось подписываться.

В наше время фонды музея пополняются новыми произведениями современных украинских художников. В музее постоянно проходят тематические выставки современного искусства.

Основу музея составили произведения из национализированных частных собраний города и уезда и находившаяся тогда в Сумах часть коллекции известного киевского коллекционера Оскара Гансена (1881 – после 1920).   

Польские сокровища

В Сумском художественном музее находится одна из богатейших коллекций польского искусства. Художественный музей располагает 73 работами польских художников, из которых 43 — произведения живописи, 30 — графики. Большинство картин в хорошем состоянии, но, к сожалению, из-за недостатка выставочных площадей они долгое время пребывали в хранилище и сумчане мало что знали о них. Несколько лет назад работникам музея и их коллегам из Варшавы и Кракова пришлось много поработать, чтобы идентифицировать и описать произведения. Многое дала встреча с польской диаспорой в Харькове.

Основная часть картин польских художников, которыми располагает Сумской художественный музей, принадлежала известному киевскому промышленнику и коллекционеру Оскару-Герману Гансену. Известно, что он былчленом правления Велико-Бобрикского сахарного завода, занимался благотворительностью и меценатством. Коллекция Гансена формировалась на протяжении многих лет в Петербурге, Москве, Киеве (возможно, Польше) и состояла из произведений живописи, графики, скульптуры, мебели, оружия, произведений декоративно-прикладного искусства, коллекции медалей и орденов, книг и собрания предметов, связанных с масонством. Современные исследователи причисляют О-Г. Гансена к плеяде «молодых собирателей нового типа». Этим объясняется большое количество произведений графики и декоративно-прикладного искусства в его коллекции.

В 1918 году, когда власть в Киеве переходила из рук в руки, во время наступления австро-немецких войск Гансен эвакуировал большую часть своего собрания в Сумы – в дом на Петропавловской улице, принадлежащий его матери Елене Августовне Сумовской (сейчас в доме Сумовской на ул.Петропавловская, 58 находится Институт прикладной физики).

Известно, что 9 мая 1919 года Всеукраинский комитет охраны памятников искусства и старины (ВУКОПИС) взял на учет предметы искусства и старины, которые находились в Сумах в усадьбе Сумовской, как такие, что принадлежат Третьему государственному музею, который создался в Киеве на основе не вывезенной части коллекции О.Гансена. А сам владелец национализированной коллекции был назначен консультантом этого музея.

В архивах сохранился текст срочной телеграммы, присланной из Киева в Сумы в 1919 году: «Срочная. Сумы. Исполкому. Ввиду полученного Всеукраинским комитетом охраны памятников искусства и старины сообщения о грозящей Третьему государственному музею (бывшего Гансена), находящегося в усадьбе Елены Сумовской по Петропавловской улице на ее хранении опасности, ВУКОПИС просит принять все меры охраны этого весьма ценного собрания и ответственность возлагает на Исполком. Одновременно нами командируется ученый инструктор, до приезда которого просим воздержаться от всякой разборки собрания».

Архивные данные об Оскаре Гансене обрываются 1919 годом – временем создания на основе киевской части его собрания Третьего государственного музея и национализации сумской части его коллекции, переданной в 1920-ые годы Сумскому художественно-историческому музею. В брошюре «Сем лет существования Сумского музея», изданной Н.Онацким в 1927 году, упоминается о передаче музею «большой частной коллекции Оскара Гансена…».

Долгое время имя коллекционера О.Гансена, как и первого директора музея Н.Онацкого пребывало под запретом. До сих пор не известно, почему сумская часть коллекции не уехала в Киев и дождалась приказа – приобщить ее к собранным Онацким в помещичьих усадьбах, домах, государственных учреждениях и общественных организациях «предметам искусства и старины». Это сразу пополнило новосозданный музей больше чем на 5 тыс. экспонатов (произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства) и определило его профиль как «художественно-исторический».

Известно, что в 1932 году в рамках музейного обмена часть сумской коллекции Оскара Гансена стала достоянием Харьковского художественного музея.

Сумская часть коллекции Гансена включает работы польских художников второй половины XIX — начала XX вв. — Г.Будковского (ученик Брюллова, вместе с учителем расписывал Исаакиевский собор в С.-Петербурге, закончил Художественную академию в Риме), В.Котарбинского (друг и последователь Врубеля, вместе с другими художниками участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве), экспрессиониста Я.Станиславского, символиста Ф.Костржевского, мастера пейзажа Е.Вжеща (этничный поляк, жил в Киеве, закончил Варшавскую художественную академию) и многих других. Примечательно, что один из пейзажей Евгена Вжеща приглянулся бывшему президенту Виктору Ющенко. Картину забрали в его кабинет в Администрации Президента. К счастью, в конце каденции В.Ющенко работникам музея удалось вернуть полотно, хотя стоило это, по их словам, немалых усилий.

Волокитинский фарфор

В Сумском художественном музее находится одна из лучших коллекций изделий первого на территории левобережной Украины фарфорового завода. Этот фарфор — из уникального местного сырья, которое обеспечивает ему особую прозрачность.

Завод в 1839 году построил потомок знатного польского рода Андрей Миклашевский. После женитьбы он поселился в родовом имении Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Сумской области), которое получил в наследство от своего знаменитого деда — стародубского полковника, государственного деятеля и мецената Михаила Андреевича Миклашевского. А тот получил Волокитино от гетмана Мазепы.

С отменой крепостного права в 1861 году Волокитинская фарфоровая мануфактура А.Миклашевского прекратила свое существование. Но ее уникальные изделия (посуда и статуэтки), отличающиеся богатой росписью, и поныне ценятся коллекционерами, наряду с самым изысканным и дорогим фарфором.

Наш Кобзарь

В фондах Сумского художественного музея имеется три рисунка Т.Г.Шевченко. Главной реликвией, связанной с пребыванием Шевченко на Сумщине, является его офорт «Приятели» с надписью: «Наталіи Александровни Хрущовой на память 8 іюня 1859 Т.Шевченко». Особо ценен автограф, сделанный красным карандашом рукой Кобзаря.

Неделя, проведенная Тарасом Григорьевичем в Лихвине на Лебединщине у тамошнего помещика Дмитрия Хрущова и его супруги Натальи Александровны неоднократно описана краеведами и шевченковедами. Кульминацией пребывания Шевченко у Хрущовых можно считать большой пикник, устроенный 6 июня на другом хрущовском хуторе — Новь, когда в честь уже знаменитого на тот момент поэта и художника на берегу Псла была сварена традиционная украинская каша. Она была основной закуской к варенухе — водке, сваренной с медом и различными специями (увы, увлечение крепкими напитками и привело Шевченко к преждевременной смерти!). Варенуху искусно готовили друзья Шевченко — братья Залесские, о чем свидетельствует надпись, сделанная Шевченко на офорте, подаренном Алексею Залесскому: «Варенушному архимайстрові А.М.Залескому на пам(ять) 6 іюня 1859 на Нови Т.Шевченко».

Судя по фотографиям шевченковской комнаты, созданной Н.Онацким, музей со временем лишился большинства экспонатов, относящихся к Кобзарю. Известно, что сумская шевченкиана в свое время пополнила коллекцию музея Т.Шевченко в Киеве. В Сумах остались работы художников шевченковского круга. К 200-летию Кобзаря была издана книга «Шевченко и его круг в собрании Сумского художественного музея».   

Мария Примаченко: мир сказочный и таинственный

В 80-х годах прошлого столетия фонды музея пополнились работами Марии Примаченко - украинской художницы (одной из немногих, получивших мировое признание). Картины, ставшие достоянием Сумского художественного музея, написаны в 70-80-е годы. Более того, некоторые из них художница написала специально для сумчан.

В 1987 году сотрудники музея ездили к Марии Авксентьевне домой в село Болотню Иванковского района Киевской области, где она родилась и прожила всю жизнь. Деревня после чернобыльской аварии оказалось в 30-километровой зоне, но художница наотрез отказалась уезжать. Там сумские гости купили у художницы пять десятков работ, некоторые из них она написала специально для сумского музея. Тогда за ее картины музейщики заплатили небольшие деньги, а сейчас стоимость работ Марии Примаченко исчисляется десятками тысяч долларов. Вот только экспонируются они, к сожалению, редко – не хватает площадей. Но все-таки они у нас есть!

Работы Марии Примаченко экспонировались на выставках в Киеве, Москве, Варшаве, Праге, Софии, Монреале. А на Всемирной выставке в Париже, где работы Марии Примаченко имели огромный успех, художница удостоилась золотой медали. Там впервые ее произведения увидел Пабло Пикассо и назвал их «прекрасными работами гениальной женщины». Творчеством Примаченко проникся и сюрреалист Марк Шагал. Увидев ее картины, художник начал изображать дивных существ — двоюродных братьев примаченковских зверей. Марию Примаченко в мировом искусстве ставят рядом с французским художником Анри Матиссом, итальянским Амадео Модильяни, голландским Винсентом Ван Гогом и грузинским Нико Пиросмани...

Не имея никакого специального образования, художница интуитивно создавала мифологические образы и наполняла их некой философией. Искусствоведы, занимающиеся изучением феномена Марии Примаченко, считают, что в ее декоративных росписях сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров, доносивших до нас из глубины веков свои представления о прекрасном и безобразном, о добре и зле.

Фото
По теме:

Юбилейная выставка

К 95-летию со дня основания Сумской художественный музей приглашает сумчан на выставку «Музей открывает фонды. Отреставрированные шедевры», на которой представлено более ста произведений ХVIII - начала ХХ века изобразительного и декоративного искусства, получивших новую жизнь в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины (Киев) и его филиала в Харькове - одном из крупнейших реставрационных учреждений восточной части Украины.

На выставке представлено украинское барокко и академическая икона, пейзажи, портреты, произведения выдающегося мастера натюрморта Евдокима Волошинова. Впервые после реставрации экспонируются шедевры западноевропейской графики XIX - начала ХХ века, уникальные образцы западноевропейского и русского фарфора, фарфоровые изделия завода Андрея Миклашевского, французские гобелены, старшинская вышивка и т.п.

В последнее время отреставрировано около 300 произведений искусства XVII - XX вв. Это - иконы, живопись, графика, керамика, ткани и др. Возрожденные памятки представляют многогранность и высокий мировой уровень музейного собрания и дают представление о сверхсложной работе реставраторов различной специализации, что позволяет современникам приобщиться к культурному достоянию прошлого и сохранить его для будущих поколений.

Выставка будет работать в течение марта - апреля 2015 года.

Художественный музей находится по адресу: Покровская площадь, 1; открыт для посетителей ежедневно, кроме пятницы, с 10.00 до 16.00. 

По тематике

Михайловская целина, которую мы теряем
19.06.2018 15:57

Михайловская целина, которую мы теряем

Как раздерибанили охранную зону «Михайловской целины» и что осталось от заповедника к его 90-летию...

Харитоненко бы плакал
12.06.2018 16:19

Харитоненко бы плакал

Семь месяцев сумская пенсионерка призывает городские власти озаботиться аварийным памятником другу и компаньону известного сумского мецената Павла Ивановича Харитоненко на...

День города. Почему не перенесли?
05.09.2016 18:39

День города. Почему не перенесли?

В первый уикенд сентября в Сумах отметили День города. Традиционно, без сюрпризов....

Голодомор на Сумщине: от скорби по жертвам до героизации
30.11.2015 17:49

Голодомор на Сумщине: от скорби по жертвам до героизации

В Сумской области стартовал проект «Герои нации», в рамках которого будет собран материал, доказывающий, что украинцы боролись за свои права...

Художественный музей почтил память Небесной Сотни картинами о человеческом достоинстве
20.02.2015 13:30

Художественный музей почтил память Небесной Сотни картинами о человеческом достоинстве

В Сумском художественном музее имени Никанора Онацкого 19 февраля открылась художественная выставка-реквием, посвященная памяти Небесной Сотни....

view counter
Новости партнеров
view counter
view counter
8
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
30
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
17
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
12
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
7
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.