3 и 4 апреля Харьковский Авторский театр "КотелоК" снова в Сумах

Какие идеи хранятся в творческом котелке театра, рассказывает его художественный руководитель Владимир Гориславец.

Три недели назад театр впервые приезжал в Сумы со спектаклем "Демоны" по пьесе Натальи Ворожбит. Зритель был потрясен как самой пьесой, так и необычной, новаторской формой ее постановки. В начале апреля ободренный успехом театр "Котелок" собирается приехать в наш город в другой раз. В этой связи, в преддверии новых гастролей, мы взяли интервью у художественного руководителя театра Владимира Никитовича Гориславца.

- Кем и когда был создан театр "КотелоК"? Какова его главная творческая идея?

Харьковский Авторский театр "КотелоК" родился весной 2001 г. в режиссёрской лаборатории В. Гориславца спектаклем "Как я съел собаку" по пьесе Е. Гришковца. По первоначальному замыслу театр совсем не мыслился как репертуарный – казалось, что в творческом котелке у нас должна быть только одна пьеса – это спектакль-лаборатория: он играется, дорабатывается, уточняется и как только исследование заканчивается – сходит со сцены. Наполнился он репертуарными названиями, когда созрел основной костяк нашего театра – часть режиссёрского курса выпускников Харьковской академии культуры (мастерская В. Гориславца). Молодые режиссёры и они же актёры – не часто встретишь такой расклад в театре. Думаю, что после вуза очень полезно какое-то время поработать среди своих, адаптироваться и определить свою тропинку творчества.

Любимый герой театра – САМ зритель, который пытается разобраться и определить, что происходит с ним в этой абсурдной действительности, куда ему плыть, где его страна, его дом, его ценности. Где, собственно, сегодня граница, разделяющая театр и жизнь, обряд инициации и культурно-массовое мероприятие, образ на сцене, построенный режиссером, и образ политика, созданный политтехнологами.

С первых своих шагов театр заявил о себе серией работ для самого маленького зрителя. "Новогодние проделки" (либретто Н. Абрамцева, музыка А. Мосиенко), музыкальная пьеса-сказка В. Пальчинскайте "Я догоняю лето", "Необыкновенное путешествие по новогодним традициям". Потом для старшего школьного возраста был поставлен многочасовый марафон-спектакль "Страна моя Достоевщина", состоящий из десятка работ молодых авторов-режиссеров по произведениям Ф.М. Достоевского. Действие марафон-спектакля в течение многих часов разыгрывалось не только на сцене, а практически во всех уголках Харьковского Дома Актера. На сцену нашего театра вышел целый букет инсценировок по мотивам произведений Ф.М. Достоевского: сцены из "Бесов", "Села Степанчикова", "Хозяйки", а также "Крокодил", "Бобок", "Ползунков", "Мальчик у Христа на ёлке", "Честный вор", "Ёлка и свадьба", "Чужая жена или муж под кроватью". Группа молодых режиссёров увлеклась поиском карнавальной формы знаменитого классика. Современный молодой человек не очень-то готов сегодня к встрече с этим автором, заведомо считая его мрачноватым и скучным, исходя из своего школьного опыта. Вот мы и увлеклись надолго поиском карнавальной формы.

Мы и сейчас живём в мире, где всё вывернуто наизнанку, задом наперёд, и тогда с нами и с теми, кто долго задыхался от отсутствия любви, случается вдруг кислородное отравление от этого высокого чувства. Спектакль "Кислород" по пьесе И.Вырыпаева был для нас конспектом, выжимкой нашей жизни в прямом и в переносном смысле. Вместо старых, "стершихся" слов авторы спектакля предложили целый спектр новых возможностей трактовать избитые истины.

Потом появились "Демоны" по пьесе Натальи Ворожбит, "Лодочник" Анны Яблонской, "Северное сияние" Владимира Самойленко, "Июль" Ивана Вырыпаева.

Каждую пятницу театр встречает зрителя спектаклем, блиц-спектаклем (это прочтение пьесы на зрителе вместе с режиссёрским решением), или же встреча проходит в виде простых читок за столом в Доме Актера. Также мы играем в кафе, клубах Харькова, где знакомим харьковчан с современной мировой драматургией. Ведется работа с харьковскими драматургами и молодыми режиссерами. Важнейшая задача театра – найти в Украине и, в частности, Харькове новые имена талантливых людей и помочь им проявить себя в качестве драматургов актеров, режиссеров и даже зрителей, как активных участников представления.

Театр сотрудничает с молодыми современными авторами. На лабораторных чтениях театра зазвучали пьесы Н. Ворожбит, Анны Яблонской, А. Краснящих, Мартина МакДонаха, А. Ушкалова, Г. Л. Олди, П. Пряжко, Ю. Клавдиева и многих других современных драматургов. Так появился у нас свой автор Владимир Самойленко, написавший три необычные и по форме и по содержанию пьесы. Его "Северное сияние" в постановке режиссёра Александра Артюхина вошло репертуар нашего театра. Театр был на фестивалях в Киеве, Орле, Белгороде, Макеевке, Донецке, Днепропетровске, Ялте…

Видимо, не случайно каждое воскресенье мы стараемся устраивать кинопросмотры современного и классического арт-хаус кино, различных стилей и направлений. В свободное от театра время, мы проводим балы, слушаем живую музыку, читаем. Словом, стараемся вести современную светскую жизнь. Наш театр рассчитан на интеллектуальную публику: здесь без учёбы и постоянного обновления не обойдёшься.

Театр работает над фольклорной программой по мотивам древнейшего произведения "Велесова книга", найденной под Харьковом в двадцатые годы прошлого столетия. Хочется создать сплав славянских традиций и современных жгучих вопросов – кто мы, откуда и зачем?

Последнее время особое внимание уделяется изучению музыкального театра. Не только в том смысле, что в спектаклях задействуется музыка. Главный принцип, который мы хотим освоить, – построение спектакля по законам музыкального произведения. Режиссёр-композитор постепенно становится действующим лицом наших спектаклей – вполне зримым дирижёром. Два предыдущих века этому уделялось много внимания, созданию такого театра, где ведущую роль несёт не сюжет и его обслуживание, а музыка небес. Не случайно в репертуаре наших блиц-спектаклей вот-вот появятся произведения И. Стринберга, А. Блока, М. Цветаевой. Во всяком случае "Балаганчик" А. Блока мы уже сыграли. Пьеса не игралась на харьковской сцене, пожалуй, с 1906 года, прошла на нашей сцене в виде блиц-спектакля. Мы и не предполагали, что столько придёт зрителя на читку пьесы. Более ста пьес мы представили зрителю в форме блиц-спектаклей, а полногабаритными спектаклями стали пока пять. На данном этапе к выпуску готовится спектакль по пьесе Вадима Мирошниченко "Потерянный муж".

- Какие основные темы пьес, которые ставит ваш театр?

Сейчас огромное количество авторов пишут пьесы. Но нас интересуют, прежде всего, современные авторы. Можно сказать, что такого ажиотажного интереса молодёжи к пьесе не было никогда за историю театра. И не только на территории СНГ, а во всём мире. Пьеса, принятая нами к показу, может быть лирическая и прекрасная, а может быть полна насилия и мрака. Единственная и главная ценность для отбора пьесы – она должна быть современной. Это, прежде всего, поиск содержания или формы. Иногда такая пьеса может провоцировать аудиторию – в той же степени, в какой она должна воодушевлять её. Критерии не связаны с коммерческой пригодностью пьесы или, наоборот, с её контркультурностью. Наша цель – пьесы, которые создают новый драматургический язык. А истинную ценность рассудит время.

При выборе режиссёра наше главное требование следующее: стиль актёрской игры, режиссуры, сценографии должен быть адекватен новой пьесе – режиссёр должен быть не преобразователем текста, а его слугой. Самое главное – чтобы в спектакле прозвучал драматург. Пьеса, которую ставят впервые, абсолютно беззащитна.

Мы прекрасно понимаем, что хорошие пьесы не сразу находят успех у зрителя, потому что они часто предвосхищают вкусы аудитории – и театральных критиков в том числе. Театры обычно неохотно берут в репертуар новые пьесы. Удобнее брать апробированного автора. Мы же надеемся, что наша земля не оскудела талантами и наша задача почувствовать этот талант и оказать ему своевременную поддержку. Вот почему мы так много ставим блиц-спектаклей. Эти театральные зарисовки позволяют широко знакомить публику с новинками всей мировой драматургии. Кстати, один из драматургов, которому мы помогли попасть на большую сцену столичных театров – сумчанин, это Евгений Шинкаренко, написавший пьесу "Виолончель".

- Кто ваши зрители?

Обычно у нас в зале сидит студенчество и интеллигенция разных возрастов и профессий. Многие приходят на один и тот же спектакль по нескольку раз. Это приятно и ответственно: хочется не разочаровать их, подтвердить доверие, что они смогут увидеть нечто новое при очередном посещении нашего театра.

- Какие спектакли вы собираетесь показать в Сумах?

Гастроли в Сумах короткие – всего два дня. 3 апреля играются «Демоны» по пьесе замечательного украинского драматурга Натальи Ворожбит. Пьесы её с большим интересом идут во многих странах и только в Украине театры обходят её стороной. Второе наше открытие – Анна Яблонская из Одессы. Её пьесу «Лодочник» мы и собираемся представить на сцене сумского ТЮЗа 4 апреля.

О пьесе «Демоны» Натальи Ворожбит, поставленной в Харьковском Авторском театре «КотелоК»

В Авторском театре "КотелоК" под руководством Владимира Гориславца поставлена пьеса украинского драматурга Натальи Ворожбит "Демоны" о жизни в нашей родной глубинке. Премьера спектакля "Демоны" состоялась 25 октября 2008 года – в день открытия 6 фестиваля негосударственных театров "Курбалесия". Спектакль представила молодой режиссер Елена Роман, реализовав полученный гранд на прошлогоднем фестивале "Курбалесия -2007". Постановка прошла все этапы авторского театра от блиц-спектакля до полноформатного спектакля.

Пьеса Н. Ворожбит "Демоны" просто завораживает: в ней переплелось все – и фантасмагория, и гротеск, и глубокий психологизм. Современный язык с гоголевским духом, тема демонизма и самоуничтожения с тонким анализом человеческой души. Автор глубоко прониклась поиском корней демонизма в человеческой природе.

Здесь не двигается занавес, прямо к зрителям выходит Автор (Павел Алдошин, номинация "Лучший актер "Курбалесии-2008") и начинает сочинять роман, который и становится действительностью, разворачивающейся на сцене. Колорит захватывает сразу – из центра города мы переносимся в глухую сельскую местность, где Советская улица рядом "з Глыбокым проулком", еще существуют "видьмы" (Елена Роман), бродит вечно пьяный, но всегда веселый "колий" свиней Кожуха (Александр Юшко) и, как в старые времена, работает сельпо с колоритной продавщицей (Светлана Короткова), отпускающей в долг. Материал не оставляет времени приобщиться к атмосфере – он хватает воображение и несет… В такой вот украинской глуши, где-то под Сорочинцами, и оказывается русский Славик (Александр Артюхин). Он, непризнанный "гений", гоним жаждой приключений, сразу попадает в поле зрения местной самогонщицы Нинки (Татьяна Подберезная, номинации "Лучшая актриса "Курбалесии-2007" и "2008"). Только перезимовать решил, а остался…

Декорации Виктории Миненко (номинация "Лучшая сценография "Курбалесии-2008") предельно просты и символичны – лавка, стол, стремянка, но чем они только не побывают во время действия! Вся сцена утопает в сене, создающим такой понятный каждому аромат сельской жизни, вместе с мешками и уносящимися куда-то ввысь шапочками из газеты. Не души ли это, покидающие обреченную на опустошение землю или не сумевшие справиться с жизнью, какая она есть?

Под залихватскую музыку на баяне, балалайке, скрипке и гитаре селюков-музыкантов (Дмитрия Сизенко, Костантина Хитушко, Ксении Дрыги и Александра Артюхина) несется эта "жизь": любят-ненавидят, сходятся-расходятся и пьют-пьют-пьют… Пьют и поют.

В спектакле присутствует "острое словцо", но, как говорится, из песни слов не выкинешь. И точно песня, льются диалоги, актеры максимально вживаются в образ – интонации их настолько реальны, что поневоле узнаешь кого-то из своих знакомых. Переплелось и закрутилось все на "одном километре" – и нереализованные чувства, и горькое понимание, что жизнь прожита как-то не так, и настоящая, глубокая любовь.

Материал насквозь пропитан гоголевским духом, его чарующей мистикой и неповторимым, родным колоритом, заставляет задуматься о земном существовании, подняться высоко над полями, заглянуть Туда – за горизонт… прямо в своё сердце. Вырождение человеческого духа приводит к уродливым формам проявления любви, деторождения и даже обмельчанию Псла – речки, которую когда-то не могли перейти шведы, потому что она была слишком широкой, а теперь ее переплывает любой деревенский мальчишка…

- Что вы хотите пожелать сумским зрителям?

Я хотел бы, что бы в вашем городе проявились творческие люди, готовые освоить экспериментальную театральную площадку, чтобы в Сумах проходили широкие фестивали современной драматургии и чтобы на них всегда находилось место сумским достойным авторам: и драматургам, и режиссёрам, и сценографам. А город и зритель готовы были воспринимать незнакомый стиль и язык.

Я бы хотел, чтобы таким молодым специалистам-режиссерам как Елена Роман из города Сумы (Елена Гайдукова – её девичья фамилия) всегда находилось место для работы. А то ведь принцип: «В своём отечестве нет пророка» – к сожалению, всё ещё прочно живёт в нашей стране. А правильнее, природнее было бы: «Где родился – там и пригодился!»

Мы благодарим Владимира Гориславца за интервью и приглашаем сумчан посмотреть спектакли "Демоны" и "Лодочник", которые театр "Котелок" покажет в ТЮЗе 3 и 4 апреля. Билеты можно приобрести там же, в кассе ТЮЗа.

Фото

view counter
view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.